Концерт начался с поздравительного капустника от четырёх поколений актёров в стиле «Не любо — не слушай» — писаховского спектакля Виктора Панова, который снискал славу даже в Авиньоне.
«Пановцы» во главе с Сеней Малиной (Ильёй Глущенко) и уемской бабой (Полиной Третьяковой) решили рассказать о «Витюше» всю чисту правду: сколько жён-то было («Говорят, штук 5 или 6, до 15 доходило!» — юморили артисты); как стал в «теантере» драмы докладчиком, как народный артист Сергей Плотников его на создание студии благословил, как спектакль по стихам Высоцкого на Таганке показывал, фестивали придумывал…
Интермедиями между фигурами сказа о «Витюше» стали сцены из знаменитых спектаклей Панова. Актрисы Наталья Малевинская, Татьяна Потоцкая и специально приехавшая Надежда Тарасова словами чеховских «Трёх сестёр» говорили о любви к Виктору Петровичу. Все мужчины театра спели песню из легендарного спектакля о Высоцком — «Все срока уже закончены».
Вспоминая, как Панова в своё время «гнобили и запрещали», возродили сцену из спектакля по пьесе «Самоубийца», герой которой осмелился позвонить аж в Кремль. Надо отдать должное пророческой проницательности режиссёра, который выбрал для постановки пьесу Эрдмана. И сегодня до чёртиков актуально прозвучали слова: «Дайте нам право на шепот. Вы за стройкою даже его не услышите…».
Во время знаменитого хлестаковского монолога из «Ревизора» Евгения Шкаева, на сцену вбежала Елена Панова. Участие в концерте дочери и знаменитой актрисы стало сюрпризом для самого маэстро.
Актриса приехала на юбилей отца вместе с супругом Антоном Мегердичевым — режиссёром «Движения вверх». Её «пановцы» со смехом отправили в Москву.
Любовь Виктора Петровича к бане по пятницам живописала сцена из «Братьев и сестёр», миниатюра с водкой и огурцами Александра Берестеня, Степана Полежаева и Евгения Шкаева из спектакля «Двери» послужила иллюстрацией к главе о фестивале уличных театров.
Молодое поколение — четвёртый набор студентов-заочников — поздравило своего наставника на современный лад, под минусовку песни «Голая» группы «Градусы», зарифмовав Петровича с Алёшей Поповичем.
В финале вокалисты театра — Анастасия Хуртай, Марина Земцовская, Филипп Шкаев и Яна Панова — исполнили песню Фрэнка Синатры My Way под трогательное слайдшоу из архивных фотографий, которые мало кто из сегодняшнего поколения зрителей Молодёжного театра видел. «Пановцы» перевернули шлагбаум с цифрой 80, установленный на сцене: получился верстовой столб со знаком бесконечности.
— Я горжусь своим театром! — заявил юбиляр. — Мы ставили «Самубийцу» — нам запрещали. Ставили «Памяти Высоцкого» — запрещали! Но моё имя — Виктор, — в гробу я видал все запреты! Да, это мой путь, и он будет продолжаться честно и красиво!
От капустника перешли к поздравлениям. И хотя собирались праздновать без длинных речей, поздравительная часть всё же предсказуемо затянулась.
— Приходит тот юбилей, Виктор Петрович, когда нужно спросить: «Что дальше?», — отметил губернатор Архангельской области Игорь Орлов. — Я абсолютно уверен, видя сегодняшнее действо, зная вашу неугомонность и супер-энергию, что дальше будет жизнь. Будет Молодёжный театр, будет неспокойный Панов, который заставляет вокруг себя вращаться театр, город, область, мир. И абсолютно все, кто будет включаться в это вращение, будут, с одной стороны, ругаться, а с другой — радоваться, что у них есть возможность быть в этом процессе, который необходим всем нам. Сегодня без Молодёжного театра нет города Архангельска.
Эстафету видеопоздравлений начал председатель счётной палаты РФ, меценат фестиваля уличных театров и «Европейской весны» Алексей Кудрин. Перехватил её великий Слава Полунин. Отец «Лицедеев» поздравил коллегу с «фантастическим» юбилеем и сообщил не менее поразительную новость: Виктор Панов вошёл в состав Всемирной Академии дураков!
Видеопоздравления для маэстро сняли и театральный педагог, преподаватель СПбГАТИ Владимир Норенко и художница Ирина Бируля, а также режиссёры Максим Михайлов, Илья Мощицкий, Максим Соколов, Антон Адасинский, Максим Диденко, актёры «Театро ди Капуа» и французского Transe Express.
Тоже 80-летний заслуженный работник культуры России Валерий Малишава, по обыкновению, поздравил друга песней на турецком. Началась череда творческих поздравлений. Актрисы архангельского драмтеатра, например, во главе с заслуженным артистом Сергеем Чуркиным исполнили поздравительные куплеты в образе Чарли Чаплинов.
От всех клоунов Санкт-Петербурга Виктора Панова поздравили лучшие в своём роде «Лицедеи» и артисты оригинального жанра c программой Anima Allegra. Со сцены пролились потоки клоунских слёз и взорвался трогательный фейерверк бумажных сердец.
— Мы знаем Виктора не один десяток лет», — сказали «Лицедеи». — Какое удовольствие приезжать в ваш город и выступать перед такой публикой! Позвольте присоединиться к словам Любови Орловой и сказать: I love you Petrovich!
Настоящий подарком как для именинника, так и для всех гостей стало выступление «человека-джаза» (так его назвал Виктор Панов) Сергея Манукяна.
Мастер инструментального вокала, сам похожий на волшебника на голубом вертолёте, исполнил деньрожденную версию «Песенки крокодила Гены». Его незабываемое и неповторимое исполнение получится забыть ещё не скоро, и вряд ли удастся повторить.
— Виктор — это всегда мотор, это всегда двигатель, и я уверен, что это будет вечный двигатель, — сказал Сергей Манукян.
Сам Виктор Панов в этот день не собирался подводить итоги, но положение обязывало.
— Мой театр — это моё дитя, и вену любому перегрызу, кто против него пойдёт! — заявил маэстро. — Много сделано, много пройдено, и всё через преодоление. Я благодарен всем своим артистам, которые это пережили. Я не могу принять ни один спектакль, в котором не отражается сегодняшнее время. Театр должен постоянно что-то открывать и никогда не повторяться. Я очень люблю всех своих театральных детей — вот уже четвёртый выпуск. Так меняется время, что пару лет мне снова уже надо будет набирать.