Экспедиция в Онегу художников, исследователей, вэб-дизайнеров, специалистов в IT из России, Норвегии, Швеции и Финляндии состоялась ещё в сентябре 2017 года под эгидой международной  мобильной арт-резиденции uncapitals. У почти 40 человек было только два дня на сбор, творческое осмысление историй и информации и их воплощение в медиа. 

Арт-резиденция появилась в 2015 году, и за это время кураторы успели побывать в Апатитах в Мурманской области, в Олонце в Карелии, в Онеге и в очень суровом уголке Северной Норвегии — Хьеллефьорде.

По словам куратора Инны Фёдоровой, uncapitals каждый раз отталкивается от места и его бэкграунда, навыков и специализации участников. В Апатитах родились музыкальные треки, большой стрит-арт и видео-шоты. В Олонце — уже шесть часов музыки и шуточный сайт. В Норвегии соединили танец и видео, чтобы показать хрупкость Севера и взаимодействие человека с природой.

Инна Фёдорова.Инна Фёдорова.

VR-инсталляция «Цифровое наследие», рождённая в Онеге, — это своеобразный музей поморской культуры в виртуальной реальности. Плюс по итогам поездки в деревню Ворзогоры сняли сферическое (то есть, такое, где можно вертеть головой на 360 градусов) короткометражное road movie, которое в 2018-м вошло во внеконкурсную программу Каннского фестиваля.

И только сейчас проект представили в Архангельске — в рамках AR-воркшопа лаборатории «Третья реальность», посвящённой рефлексии на тему технологий, современного искусства, конструкции и деконструкции субкультур, в частности — стрит-арта. Участники мастер-класса смогут создать маски для Instagram и Facebook на основе локального контекста или пообщаться с городом — «дорисовать» его.

Площадку для инсталляции предоставил областной дом молодёжи, за что кураторы искренне поблагодарили его директора Алексея Чилибанова. По словам куратора Олега Хадарцева, иногда в людях в пиджаках можно найти даже больше понимания и готовности к эксперименту, чем в людях в толстовках.

Придумывая виртуальное пространство с пятью комнатами, создатели инсталляции оттолкнулись от структуры традиционного краеведческого музея: с входной зоной — холлом и кассами, — обзорными залами, экспозицией традиционного быта и местных обрядов и гостевой книгой. 

Путешествие начинается не от поста охранника, а от поморской печи — сердца поморской культуры, — в которой тепло и радостно горит огонь. Тур по виртуальному музею в VR-очках и джойстиками в руках похож на игру-бродилку с несложными заданиями, выполнение которых позволяет продвигать вглубь. Для начала нужно подбросить полено в печь — тепло родного дома необходимо поддерживать. Куда попадёшь оттуда и где окажешься потом — предсказать трудно: элемент неожиданности почти как в интерактивном эпизоде «Чёрного зеркала».

Каждая локация имеет свой символ — поморская панка, книга, ружьё и календарь — и была создана отдельной группой участников экспедиции. Можно почувствовать себя младенцем в колыбели или очутиться на поморском промысле и принимать решение — убивать ли тюленя? А можно стать пассажиром современного парохода, курсирующего по реке.

Филипп Гузеев.Филипп Гузеев.

Или оставить свой автограф в гостевой комнате — расписаться в книге на память о посещении поморского музея. 

— В музеях мне нравятся гостевые книги, — рассказал медиа-артист и разработчик программного обеспечения из Санкт-Петербурга Филипп Гузеев. — В них очень смешные вещи бывают, мне нравится, что там остаются эмоции людей. И я подумал, раз мы создаём музей, должна быть гостевая книга. В виртуальном пространстве впечатление сразу превращается в объект: память ныне живущих сразу становится искусством. Причём все записи, что оставляют посетители, там остаются.

VR-инсталляция будет демонстрироваться 25 мая в тренинг-центре Дома молодёжи (второй этаж) с 12:00 до 18:00.