В прошлом году выставку открывали в тумане из-за сработавшей пожарной сигнализации, в этом — с перебоями электричества. С Общероссийским днём библиотек участников поздравила директор Добролюбовки Ольга Стёпина.

— Я хочу поблагодарить всех тех людей, которые позволяют нам делать этот день, действительно, праздником, — сказала она. — В частности — большого друга библиотеки Виктора Тяпкова [создателя сообщества 42 design — проводника «Типомании» в Архангельске], который очень много смыслов вносит в её деятельность, сотрудничая с отделом литературы по искусству. Думаю, у нас впереди ещё много совместных интересных идей. Очень хочется, чтобы они помогали формировать образ библиотеки в сознании молодого поколения.

Ольга Стёпина.Ольга Стёпина.

На открытие Виктор Тяпков пришёл в футболке «Типомании», которую привёз из Москвы. 

— Конечно, наша «Типомания» отличается от московской — размерами, в том числе, — отметил он. — Но, на самом деле, люди, когда узнали, что приедет Никлас Трокслер и проведёт здесь вокршоп, говорили мне следующее: «А сколько стоит билет до Архангельска? А как у вас с гостиницами?». Фактически очень важное событие для фестиваля Москвы проходит сейчас в Архангельске, и это очень круто.

Виктор Тяпков.Виктор Тяпков.

8 июня, как рассказал Виктор Тяпков, планируется провести экскурсию по плакатным выставкам, а после — посмотреть выжимку, которую жюри «Типомании» (ещё и фестиваля анимации) сделало из порядка 400 работ из двух десятков стран. Также велика вероятность, что, как и в прошлом году, до Архангельска доедет основатель фестиваля Александр Васин с женой Натальей.

Приезд звезды швейцарского графического дизайна Никласа Трокслера, действительно, стал главным событием «Типомании» в Архангельске. 

— Для меня большое удовольствие быть здесь, — обратился дизайнер к гостям экспозиции. — Кажется, выставка получилась просто фантастическая, и я горд стоять перед плакатами моей дочери Анник.

Никлас Трокслер.Никлас Трокслер.

На одной большой или, если хотите, шести маленьких плакатных выставках представлены постеры Никласа и Анник Трокслер, а также Жюльена Прие из Франции, Антона Ламберга (Lava) из Нидерландов, Ли Сюй из Китая и шведско-голландской студии графического дизайна Our Polity Sosiety.

Никлас Трокслер создаёт свои плакаты методом шелкографии. Правил не признаёт: ему нравится экспериментировать с аппликациями, вдохновляясь Анри Матиссом, брызгами акварели, металлическими трафаретами, изолентой (с ней, по словам дизайнера, можно придумать что угодно, и точно будет весело), и даже простым карандашом. С 1975 по 2009 год Трокслер занимался организацией джазового фестиваля в своём родном городе Виллизау — создавал для него не только афиши, но и оформление сцены, и мерч. 

После открытия выставки Никлас Трокслер провёл закрытый мастер-класс.После открытия выставки Никлас Трокслер провёл закрытый мастер-класс.

По словам Никласа Трокслера, в джазе его привлекало то же, что и в дизайне — импровизация, контраст, ритм. 

Ему нравилось играть со смыслами, с метафорами и со словами. На афише концерта Джорджа Колмана в 1978 году он изобразил саксофон, приставленный к уху, как телефонная трубка: перед этим выступлением было много звонков, поэтому своего героя дизайнер превратил в колл-мэна — человека-звонка. Отрезанный палец красовался на афише сольного концерта пианиста; вилка со шнуром, выдернутая из розетки, приглашала на последнее выступление электро-джазовой группы, а едва угадывающиеся очертания слона намекали на приезд музыкантов из Индии.

Один из самых любопытных плакатов выставки тоже принадлежит Трокслеру и тоже посвящён джазу. Он напоминает поставленную на паузу анимированную картинку, а ещё — на жалюзи: вертикальные полоски зелёного и красного цветов перемешиваются, конкурируя за пространство на плакате. Из красного складывается музыкант, играющий на тубе, а из зелёного — саксофонист. 

Такой своеобразный глитч-эффект появляется и на плакатах Lava, сделанных к фестивалю Impact в 2012 году: ряб преобразует статую свободы в восточный храм и деконструирует портрет панды. Кстати, один из офисов независимого творческого агенства Lava находится в Китае.

Независимый каллиграф, дизайнер шрифтов и графический дизайнер Жюльен Прие из французского Монтрее, судя по плакатам, — действительно, ярый фанат букв: на выставке представлены его каллиграфические листы в разных стилях.

При том, что сам он не считает себя каллиграфом, он с азартом игрока и любопытство первооткрывателя он придумывает новые, совершенно неслыханные, алфавиты и азбуки. У них и названия соответствующие — «Алфавит-монстр», «Сердитый алфавит» и даже «Алфавит из ночных кошмаров». 

Сердитая азбука, к слову, выглядит так, как будто дизайнер, переживая муки творчества, вспылил и исчиркал лист. Забавно, что нервные, косматые пугающие буквы висят на против аккуратных, как из прописей старательного первоклассника, или похожих на ноты.

На плакатах Анник Трокслер сильнее, чем на постерах других дизайнеров (особенно покрытых буквицами листов Прие) ощущается присутствие человека. Или, по крайней мере, некоего живого существа — с телом инфузории-туфельки, крылышками стрекозы и ногами юной девушки.  Или с трубой вместо головы: Анник, как и её отец, создавала плакаты для культурных мероприятий. У неё же можно найти и постеры совсем без слов и букв, что кажется парадоксальном на фестивале шрифта. 

Листы основателя и арт-директора Art A&B Design в Пекине и доцента Пекинского института графических коммуникаций в Китае Ли Сюя на выставке словно держатся особняком. Иероглифы дизайнер вписывает в туманный лесной пейзаж, а пушистый одуванчик на постере «Цветение» превращает в подобие взрыва.

На плакатах студии графического дизайна Our Polite Society текст уверенно берёт верх над изображением, что и понятно: объединение, базирующееся в Стокгольме и Амстердаме, исследует то, как типографская форма отражает социальные явления и как она связана с идеологией и распределением знаний.

Подробнее познакомиться с плакатными выставками можно будет 8 июня. Постеры провисят в библиотеке до конца первого летнего месяца.