Впервые в столице Севера, в преддверии старта юбилейного XXV фестиваля уличных театров, открываются сразу два выставочных проекта Шемякина — одного из известнейших художников современности, перформера, скульптора, философа и мистификатора, который сам себя называет учеником Леонардо да Винчи. 

Его имя в Архангельске звучит благодаря трём силам — Архангельскому молодёжному театру, музейному объединению «Художественная культура Русского Севера» и Художественному центру Михаила Шемякина.

14 июня в музее ИЗО прошёл вернисаж первой экспозиции — «Карнавалы Венеции и Петербурга. Взгляд художника». 

— Чтобы сегодня мы любовались венецианскими карнавалами, очень многие люди проделали огромную работу, — сказала на вернисаже заведующая отделом современного искусства музейного объединения Зоя Кулешова. — Прежде всего, я хочу поблагодарить Виктора Панова — идейного вдохновителя этого проекта. На его идею откликнулись сотрудники Художественного центра Михаила Шемякина. Наблюдая за их работой, я убедилась, насколько это преданные своему делу люди. Сам же Михаил Шемякин не нуждается в особом представлении, он давно завоевал своё место в искусстве. Здесь представлена лишь малая толика того, что создано художником за более чем 50 лет творчества. Надеемся, что наши посетителя увидят, как сложен метафорический мир художника, преобразованный его мыслями и внутренней энергией.

Зоя Кулешова.Зоя Кулешова.

Название выставки само за себя говорит: экспозиция, созданная специально для Архангельска, представляет собой некий синтез двух европейских культур — венецианской и петербургской, — который отражён в творчестве Шемякина, чьё имя многие считают синонимом слова «карнавал».

«Пановцы» — фестивальщики: шесть раз они бывали в Авиньоне и вот уже 25-й год подряд провозят в Архангельск уличные театры, так что можно смело сказать, что с Шемякиным они одной группы крови. По словам Виктора Панова, выставка показывает, «из какого сора растут» фестивали.

Виктор Панов.Виктор Панов.

— Я никогда не трачу ни государственных, ни своих денег, чтобы просто съездить на форум и засветиться, — заявил худрук Молодёжного. — Любой форум приводит к появлению чего-то здесь. В ноябре прошлого года Петербургский форум по культуре проводился в центре Михаила Шемякина — какое счастье, какой подарок! Ему кто-то рассказал, что мы играли в Питере спектакль «Памяти Высоцкого». Нас к нему завели — он как сгусток энергии, весь светящийся, протянул мне руку. И в своей книге «Две судьбы» мне написал: «Виктору Панову — в благодарность за моего друга Владимира Высоцкого». Так мы и решили привезти в Архангельск две его выставки.

В центре выставочного пространства, которое под руководством питерских искусствоведов трепетно и ответственно воссоздавали архангельские музейщики, — символический мост от Венеции до Санкт-Петербурга, двух доминант жизни и творчества художника. На ограде «моста» висит настоящий фонарь из центра Шемякина на Садовой, 11 в Петербурге.

— Михаил Михайлович на протяжении свыше 25 лет каждый год посещает Венецианский карнавал, — рассказала куратор проекта, художественный директор центра Шемякина Ольга Сазонова, — но изначально карнавальная эстетика зародилась в нём ещё в Ленинграде в 1960-е годы. И здесь, благодаря этому символическому мосту и совершенно удивительному пространству этого зала, для нас невероятно подходящему, — кажется, что лестница врезается в него, как корма корабля, — мы показываем диалог двух культур и одну из самых ярких и прославленных серий художника. Мы рады, что архангелогородцы смогут убедиться, как тема карнавала трансформируется в его творчестве, начиная с 1960-х и заканчивая самыми последними работами, созданными буквально в 2018 году.

Ольга Сазонова.Ольга Сазонова.

На создание обширной карнавальной серии Михаила Шемякина как идеолога стиля «метафизический синтетизм» вдохновляли персонажи итальянской комедии дель арте, скоморохи Древней Руси и персонажи русского лубяного искусства, даже причудливые маски Африки, Океании и древней Мексики, а также буйные кутежи при двора молодого царя Петра, когда видные сановники разъезжали по Невскому проспекту кто на борове, кто на медведе. А ещё, конечно, собственная безумная молодость и сюрреалистическая жизнь.

На выставку привезли более ста экспонатов — графику (например, офорты из серии «Петербургские бредни», которые отдают холодком странного и фантастического города на Неве, и уже совсем другие по настроению литографии «Карнавалы Санкт-Петербурга», созданные в технике «жикле»), эскизы, иллюстрации и, наконец, фотографии, на которых запечатлены сам Шемякин и его друзья — Анвар Либабов, Антон Адасинский и Слава Полунин.

Украсили экспозицию платья и ливреи великанов и лилипутов, созданные по эскизам маэстро для перформанса «Великое посольство Петра I в Венеции» в 2007 году. Во время своих заграничных поездок молодой царь Пётр не доехал до Венеции, хотя собирался, так что Шемякин завершил посольство за него.

Глядя на эти во всех смыслах грандиозные наряды, созданные в костюмерных цехах Мариинского театра, интеллигентные смотрительницы музея тревожно переговаривались: «Говорят, чуть ли не ночевать надо у этих платьев». Посетители быстро смекнули, что у безголовых манекенов можно делать селфи, но не тут-то были: росту хватало не всем.

— Эти костюмы, парики и обувь создавались по эскизам Михаила Шемякина и под его очень бдительным надсмотром за каждым платьем, — рассказала Ольга Сазонова. — Если присмотреться к ним внимательнее, вы увидите тончайшие переходы цвета и ткани, очень интересные цветовые ритмы. Для того, чтобы передать этот рост человека-великана их надевали не женщины, а молодые парни баскетболисты, которые были специально выписаны Михаилом Михайловичем из петербургской академии Лесгафта.

Экспозиция собрала воедино три важнейших главы жизни и творчества художника — ленинградский период 1960-х годов, венецианские эпопеи и карнавалы современного Санкт-Петербурга.

Фотографии, представленные в начале экспозиции, погружают посетителя в атмосферу ленинградской мастерской на Загородном проспекте, где художник творил до выдворения из СССР в 1971 году. На них зритель увидит в том числе первую супругу художника — Ревекку Модлину.

На одной из фотографий можно заметить важную часть эстетики художника — мясную тушу. Мясному рынку «Чрево Парижа» Шемякин в 1970-х посвятит серию снимков и литографий, но об этом подробнее на второй выставке — «История легенды. Шемякин, Высоцкий и русский Париж 1970-х», — которая открылась в музее художественного освоения Арктики. 

Но эти фотографии 1960-х показывают, что уже тогда Шемякина, исключённого из художественной школы при Институте живописи имени Репина Ленинградской Академии художеств, работающего такелажником в Эрмитаже и «набивающего руку», копируя Рембрандта, вдохновляли эти огромные куски неживой материи. И тогда, в своей мастерской, он проводил у этих туш первые предтечи современных перформансов. Кстати, глядя на эти снимки, начинаешь по-другому смотреть на сценографию «Вия» в Молодёжном театре, где туши тоже использованы.

Серия «Галантные крысы» только на первый взгляд выбивается из карнавальной эстетики. Крысы всегда интересовали Михаила Шемякина: в своём балете по «Щелкунчику» он заменил ими мышей. Вытянутые заострённые мордочки напоминают о длинных носах венецианских масок. Крысы замыкали процессию и на Венецианском карнавале, неся на плечах огромные жирные колбасы. Любопытно, что изображения крысок в ливреях сопровождаются ироничными надписями вроде: «Думами и ближнем (или плохо лежащем…) голова людей высокого рангу полна!».

Часть работ, представленных на выставке, маэстро создал в диалоге с другими гениями — не нуждающемся в представлении Пабло Пикассо или крупнейшим художником итальянского рококо Джованни Тьеполло.

Есть на выставке и фотопортреты самого Михаила Шемякина — сделанные его второй женой Сарой де Кей, дочерью Доротеей или создателем группы «Цветы» Стасом Наминым.

Выставка будет радовать северян до 15 сентября.