Осенью 2018 года благодаря итальянской редакции журнала Vogue мир моды узнал о деревне Чикинская, спрятанной в лесах Пинежья. Автор фотосессии фотограф Джонни Дафорт — эпатажный британский художник, работавший с домами Tom Ford, Calvin Klein, Kenzo и Louis Vuitton.
В Чикинскую Дафорт прихватил турецкую модель Гюнче Гозюток, ультрамодного стилиста Лотту Волкову и дизайнера Гошу Рубчинского. Два последних персонажа тяготеют к вычурности, эпатажу и отсылкам к 1990‑м. Получилась наспех созданная история, беспощадно неглубокая: деревня с церковью, крест в руках модели превратились в бутафорские атрибуты, лишившись сакральности, стали дорогим обрамлением далёкой от Севера восточной красоты.
Впрочем, что хотели сказать авторы проекта, где девушка с усами в дорогих одеяниях расхаживает по деревне и позирует на фоне ржавых автомобилей и церквей, каждый решал для себя сам. Реакция пинежан на фотосессию не заставила себя ждать. Правда, как ни странно, она не была однородной — мнения разделились. В основном по возрастному принципу.
— Старшее поколение считает, что такое внимание — не самое лестное, а фото, мягко говоря, странных моделей на фоне духовных объектов архитектуры выглядят ужасающе, — разъясняла в сентябре 2018‑го замглавы администрации района по социальной политике Надежда Выучейская. — А молодёжь считает, что внимание известного издательства — хорошо. Да, хорошо тем, что они изучали Север, нашли наш район и приехали! И пусть фото действительно странные, ведь каждый художник видит по‑своему.
В районе организовали фотокросс «Наш ответ Vogue: красота глазами пинежан». Его участникам предложили сфотографироваться в традиционном народном костюме на фоне местных красот. Жители охотно откликнулись на призыв. Замысел заключался в том, чтобы мир на сей раз увидел Пинежье глазами людей, которые здесь живут. При этом в администрации района подчеркнули, что готовы принять Vogue и показать им настоящие пинежские наряды и познакомить с самобытной культурой.
Для больных Русским Севером
Самое интересное, что примерно в то же время, когда турчанка позировала для Vogue, в другой пинежской деревне Чакола проходил ещё один фотопроект «ГлухАмания», связанный с историей северного русского костюма. Его автор — архангельский дизайнер Анна Злотко (в девичестве Глухарева). Начав пошив стилизованных повседневных нарядов поморских женщин как хобби, Злотко стала успешной бизнесвумен, придерживающейся в дизайне принципов аутентичности Русского Севера. «ГлухамАния» — третий проект в истории бренда. Ирония судьбы: в 2018 году он был отмечен тем самым итальянским Vogue.
— Моя одежда рассчитана на человека, который болеет в хорошем смысле этого слова Русским Севером, — рассказывает Анна Злотко. — Одежда моего бренда — это не русский шик, не лубок. Это глубокий внутренний монолог о жизни в суровом краю, где всё вокруг приглушённое и неяркое, даже суровое. Мой Север — не поверхностный, чтобы его понять, нужно проникнуться им. И одежда получается такой же.
Анна говорит, что за основу коллекции выбрала повседневную одежду прабабушек. Благо в музейных фондах сохранились образцы и даже целые коллекции нарядов. Ткани тогда были домоткаными, но крой, фасоны, методы пошива и украшения — всё было безупречно и экологично. Дизайнер восхищается мастерством и навыками швей тех «седых» времён.
В пинежском проекте фотограф Ирина Ефимова снимала не профессиональную модель, а уроженку района, студентку Любовь Сумкину. И тоже на фоне деревянных построек. Базовым был серый цвет. Анна Злотко рассказывает, что дерево на севере из‑за зимних морозов и частых ветров со временем становится седым, светло-серым. По её мнению, дымный серый цвет намного более красноречив, чем миллионы ярких оттенков. Изюминкой проекта стали настоящие винтажные украшения Пинеги и Мезени. Одно из них — шейное украшение «пёрлышко» из речного жемчуга.
Фотографии пинежской девушки Любы на фоне покосившихся амбаров покорили Москву. Платья Анны Злотко сегодня носят далеко за пределами Архангельской области. Однако фотосессия на Пинеге не была ответом и тем паче вызовом Vogue, как многие тогда думали. Дизайнер из Архангельска осенью 2018 года совместно с единомышленниками (АНО «Открытая идея») готовили заявку на президентский грант. Сегодня у Злотко помимо швейной мастерской появилась ещё одна большая любовь — это арт-пространство «Марьин дом».
Уже этим летом восстановленный дом-музей имени Марии Кривополеновой, великой народной сказительницы из деревни Чакола, откроет двери посетителям. Анна Злотко, которая, так же как и Кривополенова, родилась и выросла на Пинежье и всем сердцем привязана к малой родине, не только выиграла грант, но и, кажется, заняла своё место в мире моды, нашла нишу, которую многие опасаются развивать, думая, что ничего нового сказать не смогут. Мода — вещь капризная и надменная, но, как оказалось, она любит тех, кто вкладывает в неё свою душу.
— Мне приятно ощущать себя частью большой истории под названием Русский Север, которая, безусловно, ещё не раз и не два заявит о себе на мировом подиуме, — говорит Анна Злотко.