Опытом реализации программы поделились с архангельскими коллегами сотрудники группы безопасности дорожного движения министерства транспорта Королевства Швеция.

Организатором семинара выступили Упрдор «Холмогоры» и российская ассоциация территориальных органов управления автодорогами «РАДОР». Участниками семинара с российской стороны стали представители Росавтодора, министерства транспорта Архангельской области, Архангельскавтодора, администраций Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, подрядных дорожных организаций, МЧС, ГИБДД, а также областные депутаты.

Площадь Швеции и протяженность сети ее автодорог вполне сравнимы с соответствующими показателями Архангельской области. При этом в прошлом году в ДТП на шведских дорогах всех уровней погибло 320 человек, в Архангельской области — 123 человека. Вот только численность населения скандинавской страны больше, чем в Поморье в десять раз.

Концепция нулевой смертности на автодорогах была принята в Швеции в 1995 году и с тех пор лежит в основе работ по повышению безопасности дорожного движения. Эта философия заключается в неприемлемости гибели людей на дорогах в принципе. Работа по обеспечению безопасности дорожного движения на основе данного подхода подразумевает адаптацию дорог, улиц и транспортных средств к особенностям человека. При этом ответственность за безопасность несут как создатели дорожно-транспортной системы, так и ее пользователи.

По словам старшего советника группы безопасности дорожного движения министерства транспорта Королевства Швеция Ларса Экмана, невозможно работать, исходя из того, что, например, из ста имеющихся мостов обрушатся пять, из ста взлетевших самолетов один упадет — и это является неким приемлемым уровнем.

— Почему же тогда для сети автодорог у нас должен быть приемлемый уровень смертности? Такая подвижка в общественном сознании — это серьезное дело, и осуществить ее довольно непросто. Главное в том, что перед нами стоит вполне достижимая цель: в Швеции, несмотря на растущую с каждым годом мобильность населения и распространение современных транспортных средств, смертность на автодорогах за последние годы значительно снизилась. В 60-е годы у нас на автодорогах в год гибло примерно 1300 человек. А теперь для нас очень плохой результат — 320 погибших в 2018 году, потому что мы стремились к тому, чтобы эта цифра не превышала 220 человек, — рассказал в своей презентации Ларс Экман.

В рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» перед нами поставлена серьёзная задача по снижению смертности на дорогах. Сейчас этот показатель по Архангельской области составляет 11 погибших на 100 тысяч жителей в год. За шесть лет это количество должно быть снижено в 3,5 раза.

По мнению директора дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игоря Пинаева, нельзя не согласиться со шведскими коллегами в том, что этот трагический показатель дорожных происшествий должен равняться нулю. И в России действует схожая программа, цель которой — нулевая смертность на дорогах к 2030 году.

— Сейчас нередко приходится слышать о том, что это невозможно. Однако шведский опыт говорит о том, что это не так. Стартовые условия у нас и у шведов были схожими, и я абсолютно уверен, что их опыт полностью применим и к нашей стране. Сегодня в Швеции уже пришли к пониманию того, что техническими средствами — повышением уровня безопасности дорог и автотранспорта — снизить аварийность уже невозможно, необходимо менять менталитет водителей. Нарушение Правил дорожного движения в обществе должно стать неприемлемым в принципе! А каждый пользователь обязан осознавать те последствия, которые могут возникнуть в результате неправильных действий на дороге, — рассказал директор дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игорь Пинаев.