В Архангельске вовсю идут приготовления ко Дню ВМФ. Столица Поморья, как и вся страна, отметит его 28 июля — в последнее воскресенье месяца. Первые мероприятия в рамках празднования уже состоялись, а на рейд Северной Двины со вчерашнего дня подтягиваются корабли Северного флота.

Как на пресс-конференции, посвящённой празднику, рассказал заместитель командира по военно-политической работе Беломорской военно-морской базы Северного Флота Станислав Руссиян, Северную Двину в этом году украсят девять кораблей и судов специального назначения. «Регион 29» рассказывает о тех четырёх кораблях, что уже могут наблюдать архангелогородцы.

Малый противолодочный корабль «Онега»

«Онега», как и её систер-шип «Нарьян-Мар», который также входит в состав Беломорской военно-морской базы, относится к проекту 1124М (шифр «Альбатрос»). Всего в СССР было построено 88 «альбатросов», что сделало эту серию кораблей самой массовой в Советском флоте. Адмирал Сергей Горшков называл эти очень удачные для своего времени корабли «рабочими лошадками флота».

«Онега», вошедшая в состав СФ в 1991 году, имеет полное водоизмещение в 1220 тонн. Её длина — больше 71 метра, а ширина — чуть более 10 метров. Экипаж корабля — 86 человек.

«Онега», как и другие корабли проекта, предназначена для обеспечения развертывания стратегических ракетоносцев (другими словами, она должна отгонять чужие подводные лодки от своих), охраны военно-морских баз и соединений ударных кораблей и конвоев судов в прибрежных районах. В открытом море применение кораблей не предполагается.

Для успешного выполнения поставленных задач «Онега» и её аналоги несут довольно серьёзный набор вооружения. Так на борту МПК установлены артиллерийские установки АК-176 калибром 76 миллиметров и АК-630М калибром 30 миллиметром (она способна совершить до 5 тысяч выстрелов в минуту!), зенитный ракетный комплекс «Оса-М», реактивный бомбомёты и торпедные аппараты, две гидроакустические станции.

Отметим, что несмотря на отсутствие в составе вооружения противокорабельных ракет, «альбатросы» могут атаковать корабли противниками ракетами зенитными. Так, 10 августа 2008 года в ходе «Пятидневной войны» МПК «Суздалец» из ЗРК обстрелял три грузинских сторожевых катера.

Добавим, что «Онега» и «Нарьян-Мар» совсем недавно приняли участие в учениях на Белом море. Во время одного из боевых упражнений они гонялись за самой большой в мире подводной лодкой — АПЛ «Дмитрий Донской».

Пограничный патрульный корабль «Беломорье»

ППК проекта 6547С служит в составе Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району — об этом сигнализирует окраска корабля. Изначально он носил название «Спрут» и квалифицировался как патрульное судно.

«Беломорье» предназначено для патрулирования рыболовных зон РФ, проверки соблюдения правил рыболовства, конфискации и доставки в порт браконьерских орудий лова. Водоизмещение корабля — 835 тонн, длина — 66 метров, ширина — 14.

Экипаж корабля — всего 15 человек. Его сокращения удалось добиться благодаря использованию средств автоматизации и компьютеризации. Дополнительно корабль позволяет разместить на борту группу до 10 человек — рыбных инспекторов, пограничников, научную экспедицию.

Корабль не несёт вооружения, но на него можно воткнуть артиллерийскую установку калибра до 57 милиметров. Кроме того, на «Беломорье» может базироваться вертолёт либо скоростной катер.

Малый транспорт «ВТР-140»

Малый морской сухогрузный транспорт, который в свою «юность» был средним десантным кораблём проекта 773. В 60-70-х годах их массово строили для СССР на Северной верфи в польском Гданьске. Всего с 1964 по 1986 год со стапелей сошли 107 кораблей данного типа и их модификаций.

Средние десантные корабли наподобие ВТР-140 входили в состав не только советского ВМФ, но и ВМС Польши, Вьетнама, Египта, Алжира, Ливии, Йемена, Эфиопии, Кубы, Сирии, Болгарии и Индии. К достоинствам этих десантных кораблей можно отнести конструктивную простоту, малую стоимость и экономичность в эксплуатации, рациональные принципы размещения десанта, небольшой состав экипажа.

В лучшие годы ВТР-140 в него помещалось пять единиц техники массой до 35 тонн. Флоту его передали в 1972 году как СДК-85. Свое нынешнее имя транспорт получил в 1995 году, а в 2014 его отремонтировали на «Красной кузнице».

Судно размагничивания «Владимир Котельников»

Судно размагничивания проекта 17994 (шифр «Глобус»). В состав Северного флота «Владимир Котельников» вошёл в 2007 году. Его водоизмещение 1362 тонны, длина — почти 65 метров, ширина — 12.

Корпус судна и механизмы «Владимира Котельникова» выполнены из маломагнитной стали, кроме того, судно снабжено необходимой измерительной аппаратурой и значительным количеством специального кабеля.

«Владимир Котельников», как и другие корабли размагничивания, предназначен для уменьшения собственных магнитных полей боевых кораблей и судов. В военных целях размагничивание кораблей используют для снижения вероятности подрыва на минах с магнитным или индукционным взрывателем.

Ради размагничивания корабль, который подвергается этой процедуре, опутывают специальным кабелем и создают в нём магнитное поле, компенсирующее магнитное поле корабля.

Эпилог

Наблюдать эти корабли в Архангельске вживую можно, как уже сказано выше, прямо сейчас. Но одним лишь их присутствием программа празднования Дня ВМФ в Архангельске не ограничивается. Весь перечень праздничных мероприятий и время их проведения доступен по ссылке.