Этот текст был написан почти три года назад, но дозрел и получил признание только сейчас — его отобрали во fringe-программу «Спорная территория» фестиваля молодой драматургии «Любимовка».
В 2016 году драматург, режиссёр и преподаватель Архангельского колледжа культуры и искусства Дмитрий Тарасов написал эту пьесу для лаборатории в БДТ имени Георгия Товстоногова.
— Я нашёл дневник своей бабушки, и понял, что это прекрасная литература, — рассказал Дмитрий Тарасов. — Я сделал небольшие купюры и определил жанр как «баттл в четырёх предсмертных годах».
Сам же он поставил эскиз по своему тексту — с актрисой БДТ Аэлитой Шкомовой.
— И он полностью провалился, потому что там не хватило режиссёрской находки, — пояснил режиссёр. — Я жутко расстроился, и полностью её забросил. Зато через год — переписал от и до, добавил режиссёрский ход. Я придумал, что героиня в последние свои четыре года пытается поспеть за таким условным персонажем как Жизнь. В течение недели у старушки есть самые главные дела — полить алоэ, послушать «Слово пастыря», баня и воскресенье… И вот спустя ещё год я со своими студентами сделал читку, наконец-то, как хотел. И именно в таком виде отправил пьесу на «Любимовку».
Всего на этот фестиваль молодой драматургии с 30-летней историей пришло 756 пьес из 19 стран мира. 26 из них вошли в шорт-лист, но помимо него отдельное жюри — театроведы Анна Банасюкевич и Елизавета Спиваковская, режиссёр Дмитрий Волкострелов, а также драматург и сценарист Александр Родионов — сформировало так называемую fringe-программу из семи текстов. Вот в эту-то семёрку пьеса «Воскресенье/Воскресение» архангельского автора и вошла.
В программе с приставкой fringe (от английского «грань», «окраина» или «чёлка») — пьесы, которые тем или иным образом пренебрегают законами драматургии. Но которые, при этом, нельзя не отметить.
— Название программы «Fringe — Спорная территория» связано прежде всего с удивлением перед текстами, — комментируют кураторы свой выбор. — Мы всегда договаривались искать пьесы, с которыми не знаем, как быть, тексты, в которых нам слышатся отголоски и предпосылки театра, которого ещё нет. С другой стороны, за несколько лет существования программы будущее театра, о котором мы говорили, стало на несколько шагов ближе. Авторы, чьи пьесы вчера вызывали удивление, сегодня уже участвуют в основном конкурсе. Fringe сейчас — это ещё и про сложность выбирать и быть солидарными в предвидении будущего, про нащупывание сегодняшних границ «спорной территории», подвижных и неустойчивых.
Фестиваль «Любимовка» пройдёт в Москве с 31 августа по 7 сентября. Для «спорных» пьес в программе выделили отдельный день — 5 сентября.
— Я очень счастлив, — признался Дмитрий Тарасов. — Это как получить «Оскар», но за лучший грим. Мне даже приятнее быть в спорной программе, потому что, по словам кураторов, они ищут драматургию для будущих поколений. Некоторые пьесы, которые были во fringe, начинают ставиться лет через пять, потому что у нас всё очень быстро меняется. Сам я очень хочу увидеть эскиз «Dead Мороз». Марта Райцес написала пьесу про то, как в прошлом году на утреннике умер Дед Мороз. Режиссёр — ученик Николая Коляды Ринат Ташимов. И жду «Финиста ясного сокола» — его читку я проводил у нас в колледже, очень хочу посмотреть другую версию.
Эскизы по семи пьесам поставят выпускники лаборатории «Практика постдраматурга».
— Они отбирают драматургию без правил и хотят, чтобы режиссёры тоже ставили без правил, разрешают жестить, — рассказал Дмитрий Тарасов. — В мою пьесу сразу влюбился режиссёр Евгений Сташков, он уже шлёт мне свои смелые и очень красивые идеи.
Добавил, что 6 сентября в Архангельске состоится выездная программа фестиваля молодой драматургии. В Молодёжном театре прочтут тексты участников драматургической резиденции «Любимовка. Пауза», которая прошла этим летом в деревне Норинская Коношского района, на месте ссылки Иосифа Бродского.