Заметив работы художницы на летней выставке молодого искусства «Становление», «Регион 29» решил познакомиться с ней. Год назад Наталья Науменко закончила Архангельский колледж культуры и искусства и сегодня преподаёт в детской художественной школе № 2 в Северодвинске. Кстати, именно благодаря работе с детьми художница увлеклась коллажем.
— «Коллажная чакра» у меня открылась случайно, — рассказывает Наталья Науменко. — В конце этой весны мне нужно было подменить заболевшую коллегу — позаниматься аппликацией с «подготовишками». Я сама дома попробовала что-то повырезать и подумала: а почему бы не делать то же самое, но уже так, как нравится мне? И вот последние месяцы коллаж меня очень увлекает: это такой вид деятельности, где я не оглядываюсь на оценку окружающих. Люди говорят, что им нравится, но это меня ни подстёгивает, ни отрезвляет.
В коллажах художницы привлекает необычное сочетание «наивной» техники с глубиной содержания — тонким юмором и наблюдательностью, какой-то даже мудростью. Вдохновение она черпает из самой жизни.
— Я очень люблю бытовуху, — признаётся Наталья. — До этого у нас с моими одногрупницами из колледжа культуры было две выставки. Мы туда притащили всё, что у нас было — и шаржи, и бытовые зарисовки, и пейзажи, и даже иллюстрации — наши девчачьи почеркушки. И бытовая тема там просто шла красной линией. И мне кажется, это прекрасно. Это то, что занимает большую часть нашего времени, и мне хочется немного по-другому посмотреть на то, что нас окружает в повседневной жизни. Не всем же уходить в какие-то высшие материи.
Каждый коллаж начинается по-своему: один всплывает в голове готовой картинкой, другой — вырастает из кусочка бумаги.
— Тут не угадаешь, нет универсального рецепта, — поясняет художница. — Иногда ты буквально видишь картинку, и пытаешься подогнать под неё реальность. Бывает, есть только образ, и ты не знаешь, как его решить, и тогда начинается мучение. А бывает, правда, видишь бумажку или цвет краски, и из внешней ассоциации уже рождается идея. Например, коллаж с шубой и лампочкой так и появился. Я увидела бумажку с каким-то очень шубным орнаментом, и подумала: «А что шуба? Шуба — это то, в чём я сейчас дома хожу…». И вот так потихоньку на красивый орнамент легла идея. Когда какой-то сюжет в голову приходит, я обязательно его зарисовываю, а потом уже стараюсь от него оттолкнуться. Потому что я уже по себе знаю: первый образ, который ты как каляку-маляку нарисовал на листочке, бывает самый мощный. А потом, уже прикладывая усилия, стараясь повторить силуэт фигуры, уже что-то теряешь.
Коллаж может стремиться к лаконизму и минимализму, а может, наоборот, быть собран из множества обрезков.
— Наверное, это высший пилотаж, когда с наименьшим количеством кусочков всё раскрывается, — говорит Наталья. — Лаконизм — это очень круто, но он требует мастерства, и к нему нужно прийти. А я пока в пути. Иногда я сознательно стараюсь нарезать как можно больше мелких деталек — если это влияет на раскрытие темы. Например, в «Девчачьем дне сурка», где всё разбросано, я специально пыталась нарушить законы композиции, создать хаос и сумбур, поэтому там множество маленьких деталей налеплены одна на другую.
Этим летом основательницы сообщества российских коллажистов «Режь да клей» впервые провели одноимённый фестиваль. И северодвинка приняла в нём участие.
— Фестиваль коллажного искусства в этом году проводился впервые, — рассказывает Наталья Науменко. — Молодые девушки-инициаторы решили свою идею вынести в люди. Он шёл целый месяц, и даже получил статус международного. Я попала только на один из интенсивов. Курсов было очень много — по режиссуре коллажной книги, поиску фактур и оттисков… Но так как я в коллаж внедрилась с бухты-барахты, не зная всех тонкостей, я выбрала лабораторию по основам. Было очень интересно встретить множество творческих людей. Всё-таки у нас они почему-то все прячутся, собираются вместе только на коллективных выставках. А тут собрались совершенно разные люди — кто-то много понимает в коллаже, кто-то его только открыл для себя. И ты у них учишься. Были очень крутые педагоги. И задания были направлены на то, чтобы растормошить — помочь увидеть в смятой бумажке какого-то героя. Это был прекрасный творческий волшебный пендаль, и он пока ещё не проходит.
Несмотря на то, что коллажи сейчас завладели вниманием художницы, замыкаться на одной стилистике она не собирается и графику не бросает. Одно время северодвинка увлеклась шаржами, но быстро «остыла».
— Появились шаржи на музыкантов, — вспоминает художница. — Группе «Бахыт-компот» очень понравилось, и Макс Данилов из нашей архангельской группы «Анфиса» очень оценил. Он даже предложил сделать обложку для их альбома. А потом люди стали просить шаржи на бабушек, тёть. Я попробовала, но поняла, что это не моё. Для меня это не копийная, не тиражируемая практика. Приходилось рисовать по фотографиям, а фотография — это всего лишь один из вариантов человека в жизни. Работа встала на поток — творчество пропало, началась рутина, и я сразу от этого отказалась. Я поняла, что рисовать шаржи на заказ я не хочу. И, конечно, шаржи остались во мне, но только под настроение, когда меня кто-то зацепит.
Зато впереди — совершенно новые графические проекты. Этой осенью Наталья Науменко станет одной из шестерых молодых профессиональных художников, которые примут участие в проекте «Непро100 Абрамов» — к юбилею знаменитого писателя. Им предстоит создать комиксы по малой прозе уроженца Верколы — «Жила-была сёмужка», «О чём плачут лошади» и другим.
— Очень необычное сочетание — Абрамов и комиксы: исконная, даже сакральная литература и современная молодёжная культура, — говорит Наталья. — Наверное, в этом и будет интерес — совместить эти два крайних полюса. Так что сейчас я между коллажами читаю Абрамова.
Себя художница чувствует частью скорее архангельского, нежели северодвинского арт-сообщества.
— Все четыре года учёбы я жила здесь, и сейчас всё творческое общение у меня главным образом связано с Архангельском, — рассказывает она. — Северодвинск — город творческий, но налёт провинциальности там всё же чувствуется. В плане обмена творческими идеями в Северодвинске я мало с кем пересекаюсь. Там есть библиотека «Книжная гавань» — это пространство, открытое для всех: и для новичков, и для тех, кто рисует давно. Но выставки там очень камерные. Краеведческий музей — он, скорее, для больших персональных выставок. Ещё есть ЦкиОМ — но там на первом этаже продаются шубы, на втором — искусство. В этом году для меня очень показательной была ситуация с выставкой областной «Север», которая в Архангельске собрала очень много людей. Когда часть работ переехала в Северодвинск, на них пришли посмотреть человек десять. Поэтому, когда меня спрашивают про творческую среду в Северодвинске, у меня перед глазами всегда эта выставка, на которую никто не пришёл.
Кстати, зимой 2019 Наталья Науменко планирует в Архангельске выставку коллажей.