Вывод о том, что жители деревень на территории Кенозерского парка продолжают придерживаться культовых практик из глубины веков сделали участники научной экспедиции «Сакральная повседневность: книга и икона в пространстве традиционной культуры Кенозерья».

Учёный секретарь Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Денис Ермолин и старший научный сотрудник учебно-научного центра «Гуманитарная урбанистика» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Илья Мельников изучили старопечатные и рукописные книги XVII–XIX веков, меднолитые и писаные иконы из музейного фонда Парка. Кроме того, учёные побеседовали с жителями деревень Вершинино, Шишкина, Погост, Карпова, Тырышкино, Косицина, Зехнова и посёлка Усть-Поча.

— Во время экспедиции мы опирались на примеры из музейных коллекций национального парка, анализ следов бытования церковной книги и книжной традиции на фоне предметов личного благочестия, а также привлекали результаты работы с населением кенозерских деревень для изучения практик сакральной повседневности в советский и постсоветский периоды. Особое внимание уделялось исследованию пространства часовни и процессов его ресакрализации в конце ХХ — начале XXI века, — приводит слова Дениса Ермолина пресс-служба ООПТ.

Старообрядческая кадильница-кацея. Хранится в семье кенозёра, используется в настоящее время. XIX век. Фото Дениса Ермолина.Старообрядческая кадильница-кацея. Хранится в семье кенозёра, используется в настоящее время. XIX век. Фото Дениса Ермолина.

Предварительные итоги экспедиции учёные озвучили во время IX Всероссийской научно-практической конференции «Кенозерские чтения — 2019», состоявшейся в августе этого года. Согласно их выводам, характер книжной и письменной культуры жителей Кенозерья свидетельствуют о серьёзном влиянии старообрядчества на сакральную повседневность региона. Это подтверждается тем, что несмотря на политические преобразования XX века, в Кенозерье сохранился ряд определённых культовых практик.

Что касается конкретных примеров, то, согласно исследователям, кенозёры «унаследовали» от старообрядцев любовь к предметам культа из меди. Учёные обратили внимание, что Кенозерье находится вблизи места, где раньше находился крупнейший центр старообрядчества поморского согласия — Выговская пустынь. Этот факт на протяжении долгого времени играл ключевую роль в формировании социальных, духовных и эстетических основ мировоззрения населения, а возможно, и церковно-канонических предпочтений и вкусов при строительстве и оформлении часовен. Меднолитая пластика — культовые предметы из меди — производства медниц Выговской обители и «скитские» копии-переливки до сих пор распространены в Кенозерье.

Кроме того, жители Кенозерья переписывают и хранят у себя запись молитвы для защиты от нечистых духов. Это объясняется тем, что в традиционной сельской среде, ориентированной на авторитет сакрального текста, самому обладанию им приписывается важное духовное значение. Так, ношение написанной на бумаге молитвы приравнивается к её прочтению и само по себе может служить защитой от нечистых духов и различных неприятностей. Подобное отношение к слову попадает, в том числе, и в тексты заговорных и народных молитвенных формул.

Фрагмент списка «Сна Богородицы», бытующий в Кенозерье в настоящее время. Конец XX —
начало XXI века. Фото Дениса Ермолина.Фрагмент списка «Сна Богородицы», бытующий в Кенозерье в настоящее время. Конец XX — начало XXI века. Фото Дениса Ермолина.

Также в Кенозерье до сих пор широко распространена традиция «купания» ребёнка, которое может повторяться с момента рождения до нескольких месяцев и года. В обряде используется небольшая меднолитая старообрядческая икона, которую кладут в ванночку или таз для купания младенца. Сам обряд производят близкие родственники, обычно мать или бабушка младенца, однако, со слов некоторых кенозёр, ранее эти действия могли производиться повитухами и «знающими» «бабками».

Ещё одной приметой старины является традиция каждения покойного специальной кадильницей, также отсылающая к старообрядческому прошлому региона: каждение специальным типом кадила на ручке, называемого кацеёй, широко распространено в старообрядческой среде и поныне.