«Ленсоветовцев» в Поморье в рамках федеральной программы «Большие гастроли» принимает архангельский театр драмы. Как на пресс-конференции рассказал директор Театра имени Ленсовета Валерий Градковский, эти гастроли готовились очень давно. 

— С нашей первой встречи, когда губернатор Архангельской области приезжал к нам и возникла такая договорённость, прошло, наверное, два или три года, — сообщил Валерий Градковский. — Театр имени Ленсовета в Архангельске был очень давно: наверное, это были, как минимум, 1990-е годы. Наши театры — практически ровесники. Наш театр всегда гастролировал, общение с публикой других регионов для нас очень важно. И мы всегда ездили по-честному: всегда везли первый состав исполнителей, все декорации. 

Так, в последние годы, благодаря тем же «Большим гастролям» Театр имени Ленсовета побывал в Астрахани, Пскове, Нижнем Новгороде.  

Шесть лет, с 2011 года, главным режиссёром Театра имени Ленсовета был Юрий Бутусов. Затем он около полугода занимал пост художественного руководителя, пока не уволился в марте 2018-го. «Город. Женитьба. Гоголь» — это его спектакль. Спустя почти год без худрука, на эту должность назначили актрису, супругу Михаила Боярского Ларису Луппиан. Кстати, она исполняет главную роль в «Без вины виноватых».

Валерий Градковский.Валерий Градковский.

Валерий Градковский рассказал, как театр живёт теперь, после этих потрясений.

— Те шесть лет, которые Юрий Николаевич [Бутусов] возглавлял труппу театра, очень важны, — подчеркнул директор. — Мы наработали совершенно новый блок названий, которые очень востребованы. Мы очень много ездим со спектаклями, которые поставил Юрий Николаевич, нельзя не отдать ему должное. Для нас неожиданностью был его уход, и преемника, который мог бы тут же возглавить труппу, на тот момент у нас не было. Поэтому было принято решение поработать с разными режиссёрами, и по итогам определиться самим. У нас командный метод управления, мы всё решаем вместе, на худсовете. С некоторыми из этих режиссёров нам уже удалось поработать: мы поставили спектакль «Русская матрица», который номинирован сейчас на «Золотую маску». С кем-то договорённости ещё остаются. 

По словам директора, Лариса Луппиан на посту худрука — это «очень интересный и правильный выбор». 

— Когда к руководству приходят люди с очень большим административным опытом, это часто бывает причиной какой-то остановки, — добавил он. — Потому что, обладая этим опытом, понимаешь, через какие трудности надо проходить. А когда есть свежий взгляд, знание профессии и понимание, что такое театр, многие вопросы решаются гораздо проще. Лариса Регинальдовна очень многое делает для того, чтобы привлечь режиссёров, с которыми нам интересно будет сотрудничать, и репертуар выбирает с учётом занятости всей труппы. На выпуске у нас очень много новых спектаклей.

Роман Кочержевский.Роман Кочержевский.

По словам режиссёра Романа Кочержевского (он ассистировал Юрию Бутусову), эти гастроли — пример того, что театр может быть разным. «Город. Женитьба. Гоголь» — это то, что принято считать современным театром, а «Без вины виноватые» — условно классическим. Пьесу Островского народный артист Олег Леваков поставил в стилистике конца XIX века.

— Есть классические постановки, в которых всё по букве автора, есть декорации, канва, — пояснил Романа Кочержевский. — В «Городе…» разрушено единство места, времени и действия. Часть спектакля занимают сцены, посвящённые Петербурга. Город выступает как действующее лицо, хотя в сценографии это почти не заметно. Декораций почти нет — есть осколки. Но в этой пустоте возникает атмосфера города. И именно город диктует мотивации, настроения, поступки героев. И мы привносим атмосферу нашего города в другие города. Этим спектаклем хотелось показать, что театр — это не место очередной реконструкции пьесы, а попытка поговорить на темы, которые в ней заложены. А то иногда на сайтах разных театров словно видишь один и тот же спектакль.

Сергей Мигицко.Сергей Мигицко.

По словам народного артиста России Сергея Мигицко, Гоголь — один из любимых авторов «ленсоветовцев».

— У нас в репертуаре сейчас три произведения Гоголя — «Ревизор», «Женитьба» и «Мёртвые души», — и я считаю, что это не предел, — сказал он. — В «Городе…» сегодня можно будет услышать много текстов Гоголя, и не только из «Женитьбы». По воле режиссёра, а иногда и самих артистов, там есть и «Ревизор», и «Игроки». А ещё немного немного текстов Достоевского и Цветаевой. Это очень интересный спектакль, его не просто играть и смотреть. Он пользуется любовью зрителей. Мы его играли во многих городах и даже за рубежом — в Греции.

Анна Ковальчук.Анна Ковальчук.

В «Городе…» заслуженная артистка России Анна Ковальчук играет невесту Агафью Тихоновну. Актриса сыграла в трёх спектаклях Бутусова и благодарна ему за новый взгляд на театр.

— Он научил нас по-другому воспринимать театр, актёрскую кухню, не следовать шаблонным репетиционным установкам, — рассказала она. — В первую очередь Юрий Николаевич дал нам свободу. Когда он даёт название — великолепное, какого-то блистательного автора, — иди в костюмерный цех, бери, что хочешь: хоть брючный костюм, хоть резиновые сапоги… Понимаете, какое это счастье для актёра — сделать так, как он чувствует? Я приносила в спектакль современную песню и пела её, он говорил: «Здорово, давай ещё тащи!». Это человек, который подкладывает поленце в твой актёрский огонь, и он разгорается.