Сегодня, 21 декабря, северодвинскому «Севмашу» исполняется 80 лет. Строительство предприятия, получившего название «Завод № 402» началось в 1936 году, а три года спустя на нём заложили первый корабль. К настоящему дню на «Севмаше» построили 132 субмарины — больше половины всего атомного подводного флота России. В день юбилея машиностроительного гиганта «Регион 29» рассказывает о самых примечательных кораблях, сошедших с его стапелей.

Линкор «Советская Белоруссия»

Но начнём мы с корабля, который всё-таки не достроили. Именно с закладки линкора «Советского Белоруссия» и началась официальная история «Севмаша». Произошло это знаменательное событие 21 декабря 1938 года.

«Советская Белоруссия» являлась одним из четырёх линкоров проекта 23, строительство которых велось в СССР в конце 30-х — начале 40-х годов. Предполагалось, что эти корабли, создаваемые в рамках программы строительства «Большого флота» станут самыми большими и мощными линкорами в мире. Корабли должны были нести девять 406 миллиметровых орудий, а их водоизмещение превосходило бы 60 тысяч тонн. Позднее в Молотовске был заложен и систершип «Советской Белоруссии» — «Советская Россия». Но ни один из кораблей данного проекта так и не был достроен.

Приказ приостановить работы на линкоре, с которого началась история «Севмаша» поступил в октябре 1940 года. На тот момент готовность корабля составляла один процент.

Ещё один шанс построить крупный артиллерийский корабль выпал «Севмашу» уже после окончания Великой отечественной войны. В октябре 1952 году на предприятии заложили «Корпус № 3» крейсера проекта 82, известного как тяжёлые крейсера типа «Сталинград». Инициатором строительства этих «пиратов» и «настоящих бандитов» был лично Иосиф Сталин. После его смерти строительство трёх кораблей данного проекта было прекращено. Свою роль здесь сыграл и опыт Второй мировой войны — на первые роли в морях и океанах вышли авианосцы. Кроме того, на подходе были уже и противокорабельные ракеты, так что «область применения» и ценность кораблей с тяжёлой артиллерией вызывала вопросы.

Б-67

«Пока ещё» дизельная подводная лодка проекта В611. Первый раз в историю отечественного ВМФ она вошла тем, что с неё 16 сентября 1955 года успешно запустили баллистическую ракету Р-11ФМ. Пуск выполнялся из надводного положения — запускать ракеты из-под воды ПЛ тогда ещё не умели.

После данных испытаний по отработанному проекта АВ611 в ракетоносцы были переделаны пять ДЭПЛ проекта 611. Эти корабли стали первой морской группировкой системы стратегического вооружения.

В 1958 году Б-67 прошла в Северодвинске ещё одну модернизацию. На этот раз по проекту ПВ611. После череды аварий в 1960 года с борта ПЛ совершили первый в СССР прицельный пуск баллистической ракеты Р-21 из-под воды. Она стартовала с глубина 30 метров при скорости лодки в 3,2 узла.

К-3 («Ленинский комсомол»)

АПЛ «Ленинский комсомол» на почтовой марке.АПЛ «Ленинский комсомол» на почтовой марке.

Первая советская (и третья в мире) атомная подводная лодка. Её строительство началось в 1955 году, а спуск на воду состоялся в 1957. Тогда же на АПЛ впервые дала ход атомная силовая установка. Приёмка лодки у промышленности состоялась в 1958 году.

В июле 1962 года впервые в истории советского ВМФ она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. 17 июля опять же впервые истории отечественного флота она всплыла вблизи Северного Полюса, где экипаж АПЛ установил флаг СССР.

Эксплуатация лодки усложнялась её принципиальной новизной. На «Ленинском комсомоле» постоянно возникали мелкие неполадки и проблемы, требующие устранения. Кроме того, АПЛ «фонила», что не самым лучшим образом сказывалось на здоровье экипажа. В 1967 году на лодке, дежурившей в Норвежском море, произошёл пожар. Погибло 39 человек.

В 1991 году «Ленинский комсомол» вывели из состава Северного флота. Сейчас законсервированная лодка находится на территории СРЗ «Нерпа» в Снежногорске. Рассматривается возможность превращения её в музей.

К-19

Первый советский атомный ракетоносец. За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима».

Закладка лодки состоялась в 1958 году. В строй АПЛ вступила два года спустя. Первый серьёзный инцидент произошёл с ней в начале 1961 года — в результате опасного маневра лодка врезалась в морское дно. В июле 1961 года на АПЛ произошла тяжёлая авария реактора, в результате которой погибли восемь моряков, а все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения. История этой аварии позже легла в основу фильма «К-19» (США, 2002 год).

Уже после ремонта и модернизации в 1969 году К-19 столкнулась с американской АПЛ «Гато». Спустя три года на ней произошёл пожар, жертвами которого стали 28 моряков. Из состава ВМФ СССР лодку вывели в 1990 году, а утилизировали её в 2003-м.

От К-19 сохранилась рубка. Сейчас она установлена как мемориал в деревне Никульское Мытищинского района Московской области.

К-162 (К-222)

АПЛ К-162.Фото wikipedia.org.АПЛ К-162.Фото wikipedia.org.

Единственная АПЛ, построенная по проекту 661 «Анчар». До сих пор является самой быстрой подводной лодкой в мире. В декабре 1970 года в подводном положении она показала скорость в 44,7 узла (82,78 километров в час). Примечательна подводная лодка ещё по одной причине — при её строительстве впервые в мировом подводном кораблестроении использовался титан. Кроме того, в К-162 воплотили 398 совершенно новых технических решений: от телеметрии до автоматических систем управления агрегатами. За дороговизну постройки экспериментальную и уникальную АПЛ прозвали «Золотой рыбкой». Она обошлась бюджету СССР в 240 миллионов рублей.

Миру свои высокие скоростные качества АПЛ продемонстрировала в 1971 году. К-162 встретила в Атлантике ударный авианосец США «Саратога» и несколько дней преследовала его, несмотря на то, что американский корабль уходил на скорости в 30 узлов.

Из состава ВМФ К-222 исключили в 1989 году. В 2010-м её утилизировали в Северодвинске. Согласно информации сайта deepstorm.ru, ограждение рубки сохранили на центре судоремонта «Звёздочка». Власти Северодвинска планируют разместить её в Приморском парке после благоустройства территории в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», запланированного на 2020 год.

Подводные лодки проектов 705 и 705К «Лира»

Небольшие высокоскоростные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости (уступали только К-162) и манёвренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника.

Максимальная скорость «Лир» составляла 41 узел (76 километров в час). Такая стремительность позволяла АПЛ данного проекта уходить даже от противолодочных торпед.

Кроме того, на лодках была установлена революционная для своего времени комплексная автоматизированная система управления — уникальная боевая информационно-управляющая система «Аккорд», позволившая сосредоточить всё управление АПЛ на центральном посту. Таким образом, управление подводной лодкой, её боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта.

Но положительные моменты имели и свои отрицательные стороны. АПЛ данного проекта были шумными на высоких скоростях, сложными в эксплуатации и обслуживании. Карьера этих уникальных кораблей закончилась на флоте вскоре после начала перестройки.

К-278 «Комсомолец»

К-278. Фото dodmedia.osd.mil.К-278. Фото dodmedia.osd.mil.

Единственная АПЛ проекта 685 «Плавник». Ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров (4 августа 1985 года). При всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками. На такой глубине «Комсомолец» был недостижим для других подводных лодок и противолодочных средств, а также практически не фиксировался гидроакустическими средствами обнаружения.

К-278 затонула в Норвежском море в результате пожара 7 апреля 1989 года. Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. Реактор подлодки заглушили, при этом на борту затонувшей АПЛ остались две торпеды с ядерной боевой частью.

Оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь, заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа.

В июле 2019 года норвежские специалисты, находящиеся на борту исследовательского судна «G.O. Sars», взяли пробы воды из вентиляционной трубы подлодки. Предварительное исследование показало, что уровень радиации в 100 тысяч раз превышает подобный показатель в чистой морской воде. В двух других пробах, взятых учёными, уровень радиации находился в норме.

Подводные лодки проекта 941 «Акула»

АПЛ «Дмитрий Донской». Фото минобороны РФ.АПЛ «Дмитрий Донской». Фото минобороны РФ.

«Акулы» на данный момент являются самыми большими подводными лодками в мире. Их длина составляет 172 метра, полное водоизмещение — 48 тысяч тонн. Всего «Севмаш» построил шесть АПЛ данного проекта. Сейчас в составе флота службу несёт лишь один представитель проекта — АПЛ «Дмитрий Донской».

Циклопические размеры кораблей данного проекта были обусловлены габаритами твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39. Каждая из «Акул» несла по 20 таких. В 1997 году ТК-13 и ТК-20 выполнили залповую стрельбу всем боекомплектом, то есть выпустили за раз по 20 ракет. Эти во многом уникальные стрельбы являлись способом утилизации баллистических ракет отслуживших свой срок, методом подрыва в воздухе.

Отметим, что первенцами в подобном упражнении, а именно в залповой стрельбе, «Акулы» не были. В 1991 году в рамках операции «Бегемот-2» с АПЛ К-407 «Новомосковск» (ей также построили на «Севмаше») впервые в истории подводных ракетоносцев с интервалов в 14 секунд запустили все 16 ракет.

Атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов»

Крейсер «Адмирал Нахимов» («Калинин» до переименования) в 1991 году. Фото wikimedia.org.Крейсер «Адмирал Нахимов» («Калинин» до переименования) в 1991 году. Фото wikimedia.org.

Этот корабль отчасти попал в данный список, чтобы красиво его закольцевать. Дело в том, что тяжёлые атомные ракетные крейсеры проекта 1144, к которым относится «Нахимов», по классификации НАТО проходят как «Kirov-class battlecruiser», то есть «линейный крейсер». В силу своих исключительных размеров и вооружённости. Так что можно сказать, что свой линкор «Севмаш» флоту передаст. Отдельно уточним, что «Нахимова» в Северодвинске не строили — здесь он проходит лишь ремонт и модернизацию. Вернуть его флоту с обновлённым вооружением собираются в 2022 году.

Вместо заключения

Сейчас «Севмаш» ведёт строительство АПЛ уже четвёртого поколения. Это как стратегические ракетоносцы «Бореи», так и многоцелевые «Ясени». В 2020 году флоту северодвинское предприятие передаст четыре атомных подводных лодки. Заказов на заводе хватает, и вполне возможно, что к следующему юбилею предприятия этот список можно будет пополнить новыми произведениями северодвинских корабелов.