В стенах музея ИЗО, где в 2019 году выставляли Николая и Святослава Рерихов, Ивана Шишкина, 27 декабря прошло камерное открытие выставки западноевропейской гравюры «Золотой оттиск». 55 произведений факсимильной графики, сделанных с подлинных гравюр Рембрандта Харменса ван Рейна, Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего в конце XIX — начале ХХ века, прибыли в Архангельск из Калининграда.
Калининградский музей изобразительных искусств стал обладателем уникальной коллекции факсимильных гравюр в 1994 году. Этот дар музею, тогда ещё — художественной галерее — сделала вдова известного немецкого скульптора Германа Брахерта — госпожа Ирмгардт Зиглох-Брахерт. Коллекцию, отпечатанную в Берлине, собрал отец благотворительницы.
По словам заведующей отделом современного искусства объединения «Художественная культура Русского Севера» Зои Кулешовой, архангельский музей ИЗО с калининградским связывают давние крепкие отношения.
— Это довольно-таки молодой музей, он был образован в 1988 году, — рассказала Зоя Кулешова, — и я прекрасно помню, как его сотрудники в те годы приезжали к нам перенимать опыт по организации учёта, хранения. И этот музей отличается тем, что он как-то с самого начала взял ориентир на коллекцию графики. Если наше главное богатство — иконы, древнерусская скульптура, холмогорская кость, народное искусство, то их — графика. Мы по всей стране отслеживаем интересные проекты, которые могли бы стать событием в нашем городе. И узнав, что у коллег есть такая коллекция, мы начали переговоры, привезли сюда эти 55 листов и проделали огромную работу для того, чтобы они сегодня выглядели эффектно, современно и по-европейски.
Кстати, буквально в декабре в другой калининградский музей — янтаря — отправились экспонаты из коллекции русского художественного серебра XVI — начала XX веков. И уже в 2021 году в Архангельске планируется выставка янтаря из Калининграда.
Архангельское музейное объединение известно тем, что последовательно гнёт свою линию: в музее должны выставляться только подлинные произведения искусства. И экспонирование факсимильной гравюры, по словам музейщиков, — это не отступление от этого правила.
— Слово «факсимиле» действительно ассоциируется с отсутствием подлинности, — отметила специалист по экспозиционно-выставочной деятельности музейного объединения Ольга Кулешова. — Но эти факсимильные копии были сделаны с оригинальных офортов в конце XIX — начале XX века, на определённой бумаге, соответствующей тушью, с соблюдением всех стадий процесса. И они сами уже, по сути, произведения искусства: им больше ста лет, они сами по себе имеют художественную ценность и историческое значение.
Оттиски с работ Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего представили на выставке Немецкую школу гравюры Северного Возрождения. На его развитие большое влияние оказала эпоха Реформации, и это влияние прослеживается и в экспозиции. В ней представлены два портрета Мартина Лютера — в профиль и фас, — выполненные Кранахом Старшим. График был его другом и поддерживал его доктрину в своих гравюрах.
В экспозиции также — оттиски ксилографий Дюрера из серии «Апокалипсис» — иллюстраций к «Откровению» Иоанна Богослова. Эти работы считаются высшим достижением раннего периода творчества художника, который перенёс события Конца Света и четырёх всадников в свою современность.
Из 55 листов, представленных на выставке, 23 — Рембрандта. Среди них — «Возвращение блудного сына», «Автопортрет» и даже вариация на тему фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Её великий голландец никогда не видел, но выполнил по наброску другого мастера, которому довелось.
Кстати, специально для выставки архангельское объединение Союза художников предоставило музею офортный станок.
Выставка «Золотой оттиск» открыта в музее ИЗО до 1 марта.