16 января в Архангельске прошла пресс-конференция организаторов фестиваля «Транзит». Она началась в Молодёжном театре. В театральном особняке на Логинова журналистов встретили артисты в костюмах из «Смерти Норвегова».
Они провели экскурсию по «картинной галерее» новых портретов, которые сделал артист Степан Полежаев. На них — труппа, художественно-постановочная часть, администрация, даже монтировщики и бухгалтеры. Разместили в холле и «инсталляцию» — стол со стаканом воды на нём — как дань спектаклю «Дуб Майкла Крейг Мартина» Ильи Мощицкого, который архангелогородцы увидят на «Европейской весне».
В этом году театральная весна придёт в Архангельск 17 марта. В программе — спектакль-экспедиция «На Севере», панк-опера «Медея» петербургского «Театра ди Капуа», «Магда» «Плохого театра», читка пьесы «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича», упомянутый «Дуб…» Ильи Мощицкого и бэби-спектакль «30 слонов под зонтиком» испанской театральной кампании La Petita Malumaluga.
От похорон Сталина до бэби-спектакля
Как рассказал автор проекта «На Севере» Дмитрий Тарасов, зрителей будет ждать бесплатное путешествие по трём локациям и трём историям. Отрывок из биографии Бориса Шергина поставит молодой режиссёр Филипп Шкаев, и это, по словам Тарасова, будет «фантасмагорично, в его стиле». Следующую главу, посвящённую Ксении Гемп, поставит сам Дмитрий. А у третьей, посвящённой Степану Писахову, режиссёра не будет. Её будут создавать зрители.
Открытие у фестиваля будет «супергромким». Об этом позаботится «Театро ди Капуа», который привезёт в Архангельск свою знаменитую панк-оперу «Медея» на стихи известного героя петербургского андерграунда Лёхи Никонова.
По словам Виктора Панова, два названия в программе появилась в преддверии 75-летия Победы. Первое — это пьеса «Магда» Майкла Ардитти, переведённая Ольгой Варшавер и Татьяной Тульчинской.
— Наши театры говорят о чём угодно, но никто не говорит о 75-летиии Победы, а сейчас как никогда об этом надо говорить! — заявил маэстро. — Поэтому мы пригласили два спектакля. «Магда» — это о последних днях супругов Геббельс в бункере Гитлера. Я хочу показать людям, какого мощного врага мы победили. До 16 лет Геббельс страшно любил русскую литературу, он был поклонником Достоевского… И вдруг что-то с ним произошло. Хочется понять, что побуждает людей на такие вещи. Это мощнейшие люди, которые могут семью свою уничтожить, потому что проиграли идею.
Первым в России «Магду» поставил режиссёр Дмитрий Крестьянкин — художественный руководитель независимого «Плохого театра».
— На самом деле, театр замечательный, — пояснила Анастасия Дедёшина. — Мы с ним познакомились на фестивале «Артмиграция». Это такие питерские-питерские артисты, по-хорошему уродливые, играющие на разрыв аорты. Они играют свои спектакли бесплатно, чего мы, к сожалению, себе позволить не сможем. А спектакль — совершенно потрясающий. Один из его героев — Гитлер. За весь спектакль он не произносит ни слова.
Второе — пьеса «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича», которую в Архангельске прочитают в присутствии автора — Артура Соломонова.
— Как вы можете заметить из названия, похороны ещё не закончены, — пояснил драматург в видео-обращении. — Мы только в начале пути. Единственный способ бороться со сталинизмом — это смех. Очень надеюсь, что общими усилиями мы Иосифа Виссарионовича таки похороним.
«Дуб Майкла Крейг Мартина» Молодёжный театр везёт с полным доверием к Илье Мощицкому, ведь пока что в России свой «спектакль-не спектакль» режиссёр ещё не показывал. В Минске его приняли на «ура», зато в Киеве был скандал. В этом действии участвуют всего два человека — сам Мощицкий и один зритель, которого он выберет.
И впервые на фестивале целых два дня отдадут под детскую программу. Испанская La Petita Malumaluga покажет в Архангельске спектакль с рейтингом 0+ «30 слонов под зонтиком». В нём с малышами поговорят просто о сложном — о жизни, смерти, потере и тех, кто ушёл.
Музыка мира
Затем журналисты и участники на автобусе переехали в Кирху, с Логинова на Карла Маркса. Там директор Поморской филармонии Василий Ларионов рассказал о концепции Большого Пасхального фестиваля, который состоится с 11 апреля по 2 мая. В этом году организаторы сместили акцент на евро-американскую музыкальную культуру.
— Мы назвали его «Музыка мира», — отметил Василий Ларионов. — Причём по-русски звучит даже не совсем верно, по-английски оно звучит как World and peace music. Мы говорим о мире, как о Земле и как о том, к чему мы все стремимся, ведь в мире стало слишком много насилия и зла.
Предисловием к фестивалю станет коллаборация американской группы Mary McBride Band и Архангельского филармонического камерного оркестра. Команда, игравшая с Джо Кокером, Элтоном Джоном и Эдом Шираном, привезёт в Архангельск американскую классику — кантри, блюграсс, госпел, блюз и другие. Концерт состоится за неделю до православной пасхи, накануне западнохристианской. Мэри Макбрайд получила премию «Оскар» за песню, звучавшую в фильме «Горбатая гора».
Официально фестиваль откроет 21 апреля всемирно известный мужской хор с Корсики A Filetta. Ансамбль покажет, что мужское акапельное многоголосье распространено не только в Грузии, но и в Средиземноморье. В России коллектив выступал всего раз — на фестивале искусств Юрия Башмета.
Своими принципами ради фестиваля поступилась эстонско-украинская группа Svjata Vatra. Одни из главных представителей новой фолк-волны ближнего зарубежья не были в России с 2014 года, но организаторам удалось их убедить.
— Они сказали: «Мы не поедем ни в Москву, ни в Петербург, но на фестиваль музыки мира на Севере, в краю независимых людей, мы приедем, — поделился Василий Ларионов.
24 апреля команда выступит в клубе «Колесо».
25 апреля в Архангельске побывает один из главных современных русских композиторов Антон Батагов. На фестивале он представит свой авторский фортепианный цикл «Где нас нет», посвящённый тем, кто покинул Россию после 1917 года. В его основе — письма игуменьи Ново-Дивеевского монастыря Серафимы.
И Эмир Кустурица, и Горан Брегович на Севере же бывали, но на Пасхальном фестивале без Балкан никуда. Поэтому 28 апреля — впервые в России! — в Архангельске выступит главная западноевропейская группа, играющая балканскую музыку — Barcelona Gipsy balKan Orchestra. С ней на сцену выйдет знаменитый сербский флейтист Бора Дугич.
Закрывать фестиваль 2 мая будет главная фолк-группа Шотландии — LAU. Это будет их второй концерт в России за всю историю коллектива. Трио совмещает кельтскую музыку и джазовые импровизации, акустику и электронику, но в Архангельске сыграет unplugged-концерт.
По словам Василия Ларионова, филармония собрала для Архангельска всё лучшее с российских и мировых фестивалей — Дягилевского, Платоновского. Например, LAU — с Эдинбургского.
В этом году тема фестиваля — «Вперёд к корням!».
— Мы возвращаемся к корневой культуре, — сказал Василий Ларионов. — Причём, как видите, мы не погружаемся только в отечественную традицию, мы даже стремимся познакомить зрителей с европейской, американской традицией. И Кирха, и театр Панова — одни из старейших зданий в Архангельске. Они помнят, когда Архангельск был европейским городом. И сегодня, по-моему, Кирха и театр Панова — главные, кто отвечает за Европу в Архангельске.
Организаторы «Транзита» готовят ещё один грандиозный сюрприз зрителям: среди тех, кто купит билеты на события фестиваля, они проведут розыгрыш, победители которого получат билеты на Tallin Music Weeks.