Сделан первый шаг в направлении нового системного и цивилизованного подхода к решению мусорной проблемы. Какое развитие предполагает принятая схема по обращению с ТКО?

Система «одного окна»

Раньше сбором, вывозом и утилизацией отходов занимались управляющие компании/ТСЖ/СНТ и нанятые ими подрядчики, каждый со своим тарифом, требованиями и условиями работы. Теперь все договоры на сбор и вывоз ТКО имеет право заключать только регоператор. Также реформа накладывает на регионального оператора и дополнительные обязанности. Например, организация раздельного сбора мусора и ликвидация стихийно возникших несанкционированных свалок.

Контроль вывоза и утилизации отходов

Прежде отследить, куда именно вывозился бытовой мусор: на санкционированный полигон или на стихийную свалку неподалеку — было невозможно. При этом деньги за услугу перевозчик получал сразу же.

Теперь схема изменится принципиально: оплата услуг перевозчика будет осуществляться только после вывоза мусора. Причем вывезти коммунальные отходы подрядчик должен на специальный полигон, а не в ближайшее поле. Каждый мусоровоз оснастят системой «Глонас»: перемещение любой машины при необходимости можно будет оперативно отследить. А оплата и перевозчику, и принимающему полигону будет производиться только за фактический объём вывезенного мусора: для этого на санкционированных свалках установят весы и станут производить фото- и видеофиксацию приёмки мусора. И любое несовпадение данных, представленных перевозчиком и полигоном, станет причиной для тщательного расследования: ведь если мусора вывезли больше, чем принял полигон, это значит, что в регионе появилась очередная несанкционированная свалка.

Понятный тариф

В прежние годы никто не мог точно сказать, из чего складывается стоимость вывоза мусора: тарифы устанавливали независимые перевозчики. После перевода услуги из жилищных в коммунальные устанавливать «мусорный» тариф бизнесмены больше не будут. Теперь это функция регионального правительства. А, значит, есть возможность учитывать социально-экономические особенности региона. Так, размер платы за обращение с ТКО, установленный для жителей сельской местности Архангельской области, является самым низким по Северо-Западному федеральному округу.

Кроме того, раньше плату рассчитывали «по квадратным метрам». Но логично, что мусор создаёт не жилплощадь, а люди. Поэтому теперь счета будут выставлять, исходя из количества зарегистрированных жильцов.

Экологичность

Первоочередная задача реформы — сделать систему обращения с ТКО в нашей стране более экологичной. Так, уже в этом году будут разработаны оптимальные маршруты вывоза мусора. Кроме того, жителям региона и регоператору предстоит совместно выбрать точки расположения сортировочных комплексов. В 2021 году новые объекты «мусорной» инфраструктуры начнут строить. И уже через два года в Архангельской области станут сортировать до 30 процентов всего производимого мусора. Сейчас, к примеру, сортируют только 0,03 процента отходов. Неперерабатываемый мусор после сортировки будут вывозить на лицензированные полигоны — безопасные для людей и окружающей среды.

Несанкционированные и исчерпавшие себя старые полигоны в ближайшие несколько лет рекультивируют: очистят и озеленят. Позже на их месте могут появиться парки, спортивные сооружения или другие общественные пространства. Жители Новодвинска, к примеру, всерьёз рассуждают о строительстве лыжного стадиона на месте закрытой в результате реформы городской свалки.