— Игорь Анатольевич, тренд на укрепление позиций России в Арктике не теряет актуальности. Какую роль в этом процессе сегодня играет Архангельская область?

— Арктика — это целостная территория, она равно немыслима как без Архангельской области, так и без Мурманской, без Ненецкого автономного округа, без Чукотки. И каждый субъект выполняет в Арктике свои задачи. Миссия нашего региона сформирована исторически, именно поморские рыбаки и мореходы, по сути, открыли Арктику для России, осваивая новые земли, прокладывая новые маршруты. И сегодня мы храним и приумножаем наследие предков, являясь сырьевой, технологической, кадровой и научной базой освоения полярных широт. Свой вклад в эту работу вносят судостроительные предприятия Северодвинска, портовая инфраструктура Архангельска, наши научные и образовательные учреждения. Поморье — опорная точка России в Арктике, но, подчеркну, мы работаем в связке с другими арктическими регионами, и по-другому быть не может.

В интересах человека

— 2019 год показал, что федеральный центр видит эту работу. Об этом говорит объём средств, которые направляются в инфраструктурные объекты нашего региона. Но насколько это эффективно?

— Арктическая зона Российской Федерации очень разная, и, говоря о подходе к работе в полярных условиях, надо каждый раз оценивать эффективность демографических и социальных инструментов, которые мы будем использовать для того, чтобы изучить, осознать богатства Арктики и их значение для человечества. Одинаковых решений для всех быть не может.

Возьмём, к примеру, Сабетту. Я там был и понимаю, что это место для работы, а не для постоянной жизни. Но если речь об Архангельске, то здесь всё давно сказано — в этом городе надо жить, никакими вахтами его не заменишь. Здесь необходимо решать множество задач, решать постоянно, вне зависимости от времени года и климатических условий. Поэтому те силы и средства, которые вкладываются сегодня в Архангельскую область, говорят о том, что человек здесь навсегда.

И государство сегодня, выполнив задачу построения каркаса экономики страны, сформировав определённые резервы, настроив финансовую и налоговую систему, укрепив центры, понимает, что необходимо к этому уровню подтягивать всю страну. Именно поэтому главным посылом «майских указов» президента было выравнивание уровня жизни по всей стране. Безусловно, это не получится сделать за пару дней. Но, думаю, по окончании реализации нацпроектов многие увидят совершенно другую страну с новыми условиями жизни и развития.

— А какие задачи по изменению условий жизни и развития северян перед собой ставите Вы?

— В первую очередь это обеспечение человека работой и доступным качественным жильём. Затем — развитыми, адаптированными под условия Севера здравоохранением и образованием. Следующая задача — создание спортивной инфраструктуры, развитие сферы культуры. Президент ставит перед нами задачу обеспечить достойное качество жизни людей вне зависимости от географического расположения регионов, и мы эту задачу выполняем. И, конечно, необходимо обеспечить максимальную транспортную доступность удалённых территорий, что для Архангельской области особенно актуально.

Уже в самом начале 2020 года, не откладывая, Владимир Путин в своём послании Федеральному Собранию задал высочайший темп, поставил новые задачи, которые меняют всю систему социальных отношений в нашей стране. Это потребует больших вложений как со стороны федерального, так и со стороны регионального бюджетов, но мы к этому готовы. Мы понимаем, что уже в ближайшем будущем эти изменения значительно изменят жизнь в стране в лучшую сторону.

И речь не только о финансовых мерах поддержки. Например, в послании президент сказал о необходимости увеличить количество бюджетных мест в вузах. При этом в подготовке медицинских кадров планируется переход к целевому набору. Без этого регионам сегодня просто не обеспечить все территории врачами.

Поэтому правительство Архангельской области в первые же дни после оглашения послания включилось в эту работу, чтобы оценить возможности и потребности региона.

— Возвращаясь к вопросу транспортной доступности: Архангельская область очень протяжённая, и сообщение с некоторыми населёнными пунктами серьёзно осложнено. Как сегодня в Поморье решается этот вопрос?

— Мы сейчас находимся на том этапе развития, когда дороги есть, общая протяжённость региональных трасс составляет 8,5 тысячи километров, и добраться можно в любую точку области. В Архангельской области строится более 100 километров дорог в год, и мы наращиваем темпы, капитально ремонтируем порядка 170 километров и тратим на обеспечение транспортной доступности в год около семи миллиардов рублей. Нынешний подход к строительству дорог ориентирован в первую очередь на людей. Именно на это сегодня нацелен нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Обращаю ваше внимание, что первое слово в его названии — безопасные. Сегодня недостаточно просто построить дорогу. Она должна быть обустроена, безопасна с точки зрения самой конструкции. Мы строим дороги для людей, и в результате это даёт экономический толчок к развитию района.

— На Север всегда ехали за заработком. Есть ли работа сегодня?

— Третий год общая численность безработных в Архангельской области держится практически на одном уровне. При этом количество рабочих мест сегодня превышает в два раза количество тех, кто ищет работу. Но не все соискатели готовы менять сферу деятельности, учиться новому, развивать дополнительные компетенции или повышать квалификацию, чтобы соответствовать требованиям работодателя. Скажу так: если человек по‑настоящему готов и хочет работать, Север ему такую возможность даёт.

— Но не создаст ли активная трудовая миграция трудностей для коренных жителей региона?

— Вообще, я отношусь к понятию трудовой миграции положительно. И, конечно, она создаёт здоровую конкуренцию на рынке труда. Приведу простой пример. Архангельской области нужно построить за четыре года 450 тысяч квадратных метров жилья. Это только по государственному заказу. Буквально на днях я проводил большое совещание со строителями, и они меня заверили, что смогут выйти на цифру 70–100 тысяч квадратных метров в ближайшие два года. Но не больше. То есть у нас сегодня не хватает рабочей силы в строительстве, и я вполне допускаю на этом направлении миграционный приток. Но это должны быть нишевые решения. На Севере люди всегда могли обеспечивать себя сами, и я не вижу большой возможности для притока миграционной силы в лесную отрасль, например, или в сельское хозяйство.

В интересах бизнеса

— От работника — к работодателю. Экономические условия Севера непросты. Как сегодня в Архангельской области живётся малому и среднему бизнесу?

— Наше малое и среднее предпринимательство уникально. Оно работает в самых жёстких условиях РФ, при этом выполняя очень важную социальную функцию. И всё же бизнес в регионе растёт и развивается. И мы всеми доступными средствами стараемся ему помочь. Прежде всего, это делается за счёт институтов развития, поддержки проектов, грантовых форм. Самое главное — мы должны выстроить диалог и обучение наших предпринимателей. Выясняется, что только 30–40 процентов из них знают о том наборе мер поддержки, которые существуют на федеральном и областном уровнях. Другие предприниматели знают об этих возможностях, но не считают нужным их использовать, так как это требует перестройки отчётности, прозрачности ведения бизнеса, другой системы отношений с институтами государственной власти. Бизнесу и власти нужно быть в постоянном живом диалоге, чтобы все возникающие вопросы решать незамедлительно. А они есть не только у бизнеса, но и у власти. Мы хотим, чтобы человек, работающий у предпринимателя, трудился в нормальных условиях, получал достойную зарплату, был социально защищён.

— К слову, о социальной нагрузке на бизнес. К примеру, в Устьянском районе крупная лесозаготовительная компания УЛК софинансирует или полностью берёт на себя многие социальные проекты. Но в других муниципалитетах таких инвесторов нет.

— Не соглашусь. В Северодвинске большую роль в жизни города играют предприятия ОСК, в Мезени целый ряд социальных проектов ведёт «Севералмаз». В том же Архангельске есть целый ряд предприятий. Это вообще в традициях Севера. К примеру, первый детский сад в Архангельской губернии был открыт на частные деньги. Первое общество Красного креста — тоже. Предприниматель — это один из главных патриотов своей территории. Он понимает, что Поморье — его земля, здесь его производство, здесь люди, которые на него работают, и он ответственен перед ними. Да, власть делает многое, но когда к этой работе подключается бизнес, всё получается быстрее и эффективнее. Поэтому мы обязаны слышать друг друга, чтобы иметь возможность вместе изменять среду.

— Игорь Анатольевич, в завершение нашей беседы: какие качества, по‑вашему, в первую очередь необходимы для того, чтобы руководить регионом?

— Я считаю, что человек должен сначала ощутить себя частью территории и только потом пытаться ею управлять. Мне было проще: я вырос в Северодвинске, и у меня была опора на людей, меня знали — кто я, что могу. Так что вопрос включения в среду, осознания территории, погружение в её историю, понимание правил — это очень важно, этому не учат в системе MBA.

При этом, как мне кажется, чиновник должен быть больше управленцем, чем политиком, потому что люди от нас ждут реальных дел, а не красивых фраз. Хотя современная информационная реальность, которая в значительной степени строится на ярких заголовках, порой диктует другие условия — иногда публичные заявления становятся более привлекательными и обсуждаемыми. Но жизнь всё расставляет по своим местам.

Если попробовать сформулировать несколько основных принципов в работе, то, думаю, главное — никогда не останавливаться, не расслабляться и всегда советоваться с людьми в процессе принятия решений.