Центр сенсорного развития «Радуга ощущений» работает в Архангельске с 2018 года. Сегодня в нём занимаются около 50 детей в возрасте от двух до восьми лет, в том числе и с особенностями развития. Занятия, в которых они участвуют, направлены на создание фундамента для улучшения интеллекта, навыков коммуникации, взаимодействия с окружающим миром и других необходимых компетенций.

Научиться полноценно воспринимать действительность ребёнку помогают специалисты по нейрокоррекции, адаптивной физкультуре, психологии и уникальной для Архангельской области сенсорной интеграции. Благодаря вере именно в этот инструмент коррекционной работы и была создана «Радуга ощущений».

«Мы оттолкнулись от сенсорной интеграции»

С детьми с задержкой развития создатель «Радуги ощущений» Анна Хотенова работает с 2016 года. На определённом этапе работы она поняла, что направление сенсорной интеграции очень важно в коррекционной работе с детьми.

— Это было не спонтанное решение, я изучила много практик, опыт других специалистов, в том числе и зарубежных. И я решила попробовать сенсорную интеграцию в работе с детьми: поехала учиться в Москву и на определённом этапе начала практиковать, — рассказывает идеолог проекта.

Анна Хотенова.Анна Хотенова.

Руководство коррекционного центра в Архангельске, где на тот момент трудилась Анна Хотенова, мнение о пользе нового инструментария не разделило. И ей пришлось делать выбор — либо развивать сенсорную интеграцию самостоятельно, либо никак.

— В 2018 году мы создали собственный центр и сейчас успешно развиваем это направление в Архангельске и Архангельской области. Мы оттолкнулись от сенсорной интеграции, но я не была ориентирована только на неё. Вся коррекционная работа выстраивается в комплексе. С одним ребёнком занимается несколько специалистов. Мы работаем в команде, — объясняет Анна Хотенова.

Не только процесс, но и инструмент

— Каждую минуту мозг обрабатывает огромное количество сенсорной информации, поступающей от всех органов чувств — глаз, ушей, кожи. Сенсорная интеграция, как физиологический процесс, организует и интерпретирует все эти данные. Мозг в этом случае делает всё, чтобы мы были максимально эффективны в обычной повседневной жизни, — рассказывает Анна Хотенова.

С другой стороны, сенсорная интеграция — это инструмент, который в «Радуге ощущений» как раз используют для работы с детьми.

Его суть — в организации свободной игры в специально оборудованном пространстве. В ней участвуют много подвесных конструкций, различных утяжелённых и тактильных вещей — например, разных подушек. Всё это нужно для того, чтобы включить в работу как можно большее количество сенсорных систем. Ребёнок, попадая в эту среду, учится выстраивать грамотную работу своих сенсорных систем вместе со специалистом.

— По статистике у 82 процентов детей с задержками в развитии имеется дисфункция сенсорной системы. Их органы чувств воспринимают действительность не так, как традиционно принято её воспринимать. И поэтому на занятиях они допитывают свою сенсорную систему, компенсируют особенности, вызванные ее дисфункцией. Наша цель — вывести ребёнка на тот уровень, где он может взаимодействовать со своими сверстниками, учиться, быть успешным без помощи педагога, — отмечает специалист.

Работа в команде

На сегодняшний день в «Радуге ощущений» работает семь педагогов. Это дефектологи, логопеды, специалисты по адаптивной физкультуре, психологии и нейропсихологии.

Так как раз нейропсихолог Анна Горошнева общается с детьми в кабинете с «голыми» стенами — на них нет никаких изображений. Это сделано специально, чтобы ребёнок не отвлекался. Она объясняет, что если работа идёт с ребёнком с СДВГ, то сначала они снимают агрессивные предпосылки в пространстве для сенсорной интеграции — там есть мягкие блоки, которые удобно кидать. Затем они перемещаются уже в помещение со «стерильными» стенами, где дошкольник с неустойчивым вниманием будет более сконцентрированным на упражнениях.

Анна Горошнева.Анна Горошнева.

— У детей с ограниченными возможностями здоровья часто встречается дисфункция головного мозга. То есть, отделы головного мозга созревают несвоевременно, и кора головного мозга в целом тоже. Посредством наших занятий мы кору заставляем развиваться, стимулируем её. Например, благодаря упражнению в котором ребёнку нужно рисовать двумя руками одновременно, мы заставляем два полушария работать вместе, — рассказывает Анна Горошнева.

Во время беседы она занимается с активным и говорливым пятилетним Андреем. Он ходит в «Радугу ощущений» с самого её открытия. По словам его мамы, с момента начала занятий он стал общительнее, у мальчика улучшилась речь. Кроме того, контакт с педагогом он установил сразу.

В соседнем кабинете играет восьмилетняя Маша. Вместе с Анной Хотеновой она путешествует по матерчатому туннелю, раскачивается на мягком бревне и кидает разнообразные подушечки с подвесной платформы. Девочка улыбается и живо реагирует на предложения педагога.

— Мы пришли, чтобы ребёнок научился хорошо себя чувствовать в социальной среде. Маша очень сложно идёт на контакт и мне хотелось, чтобы она перед школой научилась не бояться сверстников и взрослых. Мы ходим сюда около года: в умственном, речевом развитии у Маши хорошие результаты и это благодаря педагогам. Они стараются найти подход к детям и дают им только то, что им действительно нужно. Ребёнок себя здесь чувствует очень комфортно, — говорит мама Маши Светлана Богачёва.

Планы на будущее

Анна Хотенова рассказывает, что в Архангельской области используют не так много новых коррекционных методик, которые успешно применяются в Москве, Питере или за рубежом. Поэтому, для Поморья «Радуга ощущений» — очень актуальный центр. Кроме того, его наличие позволяет родителям не тратить деньги на поездки ради помощи детям в другие города, а спокойно заниматься с ними здесь, в Архангельске.

Педагог признаётся, что запрос на услуги центра «достаточно большой». На сегодняшний день в «Радуге ощущений» занимается порядка 50 детей и цифра увеличивается с каждым месяцем. Отчасти этому способствует то, что центр входит в реестр поставщиков социальных услуг и поэтому предоставляет бесплатные услуги для своих клиентов.

В 2019 году центр сенсорного развития «Радуга ощущений» победил в региональном этапе конкурса «Лучший социальный проект года», организатором которого выступило Агентство регионального развития, центр услуг «Мой бизнес». Проект Анны Хотеновой первенствовал в направлении «Здравоохранение», номинация «Лучший проект социального предпринимательства в сфере поддержки и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья».

Останавливаться на достигнутых успехах в центре не собираются. В планах — увеличить штат специалистов — нужны ещё один на сенсорную интеграцию, и ещё один нейропсихолог. Своего ресурса, чтобы закрывать востребованные направления, уже не хватает.

— Мы планируем вводить и новые направления работы с детьми. Мы хотим поднять наш уровень, заниматься самой актуальной коррекционной работой, — отмечает Анна Хотенова.