Об этом много может рассказать пионер этого направления в Архангельске Ольга Верёвкина. В проведении зоотерапевтических сеансов ей помогают пушистые ассистенты — кошка-трёхцветка Мила и рыжий-полосатый Кош.
Почти год назад — годовщину будут справлять в марте — Ольга Верёвкина основала психологический Центр зоотерапии ЛИС (Личностное Индивидуальное Становление). Идею, что из кошек терапевты получатся ничуть не хуже собак, ей подали собственные питомцы.
— В 2016 году, когда в нашей семье появилась Мила, я заметила, что она очень интересно себя проявляет, — рассказала Ольга. — Она даёт чёткую ответную реакцию. Если обычно кошки или совсем не хотят общаться, или такие немножко диванные, то она выходит на контакт и ей важно определённое общение. И она даёт понять: «Этого я хочу, а вот это ты делаешь неправильно, человек, мне не нравится». И в тот момент я поняла, что это очень искренняя интересная позиция. Она меня натолкнула на мысль. Далеко не всегда у нас в жизни есть возможность получить такую достаточно безопасную и при этом искреннюю ответную реакцию. Зачастую мы, люди, склонны где-то недоговорить, что-то скрыть, а кошки дают прямую, чёткую, конкретную реакцию здесь и сейчас. И у человека уже нет возможности увильнуть. Если кошке нравится, она это покажет. Если не нравится — тем более. Это шикарный инструмент в психологии. Это помогает человеку уходить от своих иллюзий.
Из наблюдений за тем, как её домочадцы контактируют с братьями меньшими, и родился первый зоотерапевтический психологический тренинг Ольги. На него-то мы и попали.
Рыжий Кош сразу пошёл знакомиться, Мила деловито запрыгнула в кофр от телекамеры. В это время участники тренинга кодировали свои тревоги в образах. Представляли себе ситуацию и, не называя её вслух, описывали, какой она формы, цвета, запаха, вкуса, какая она на ощупь и какие эмоции она вызывает. Кто-то видел перед собой огромную фасолину в маринаде, кто-то высокого человека в костюме, кто-то — паутинку, которую тянут во все стороны.
Далее, закрыв свои образы в мысленных капсулах, участники переходили к общению с зоо-ассистентами. Нужно было решить, чего они хотят от кошки — простого взгляда, игры или мурчания, — и добиться этого, использовав пахучие зёрна кофе, клубок ниток, лазерную указку или лакомство.
Каждый контакт потом разбирали в группе — Ольга Верёвкина помогала участникам тренинга заметить, какие качества и способности они проявляли, общаясь с котом или кошкой. Сделав выводы, участникам было намного проще понять, как они могут изменить ту ситуацию, с которой пришли.
Этот тренинг и стал для Ольги Верёвкиной отправной точкой. В декабре 2016-го она представила метод фелинотерапии на научной конференции в САФУ. Затем опробовала его в областной детской библиотеке имени Гайдара. Поступила в магистратуру, защитила диссертацию «Фелинотерапия как средство развития эмоциональной сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья».
Импульсом к созданию Центра ЛИС стал конкурс «Мама-предприниматель», в котором Ольга приняла участие в 2018 году. Благодаря программе, она приобрела новый опыт и заручилась поддержкой Агентства регионального развития. А уже в 2019-м проект принёс психологу победу на региональном этапе V Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года».
Сегодня в Центре проходят индивидуальные и групповые психологические зоотерапевтические занятия, кото-тренинги «Стратегия Успеха: Я и Мир», а также действует авторская программа Ольги Верёвкиной «Эмоциональный баланс», на которой подростки через общение с кошками и осознание своих ощущений от взаимодействия с ними учатся понимать самих себя. Постепенно специалист планирует выходить и на детей.
По словам психолога, кошки в отличие от выдрессированных собак-терапевтов, способны на спонтанную реакцию.
— Во время тренинга кошки помогают диагностировать, протестировать определённые моменты, выявить те личностные качества, которые могут позволить человеку справиться с тем, с чем ему важно справиться на текущий жизненный момент, — рассказала Ольга Верёвкина. — С другой стороны, они позволяют человеку поэкспериментировать: «Я делаю так с кошкой, а бывает ли у меня так же в жизни? А если я сделаю по-другому, буду ли я готов к новой реакции? Какие у меня есть ресурсы, чтобы достичь определённых задач в общении с кошкой?».
К своим питомцам Ольга относится как к равноправным участникам процесса помощи и учитывает их характеры и темпераменты.
— Я знаю, что Мила — дама темпераментная, но в этом-то её прелесть, — улыбается Ольга. — Она интересна в работе со взрослыми, с подростками, она не про малышей. А Кош чаще всего спокойный, флегматичный, и в работе с детьми его особенности будут полезнее.
Именно Милу выбрал себе в «партнёрши» участник тренинга Алексей Сухерин. Ему хотелось, чтобы сонная красавица, уютно устроившаяся в кресле, спрыгнула к нему. И благодаря настойчивости и находчивости, он этого добился.
— Кошка — это образ женщины, — сказал Алексей. — Оказывается, в отношениях я люблю манипулировать. Когда я понял, что падок на это, я подумал: «Слушай, а может, откажемся от этой модели?». И когда ты в процессе приходишь к какому-то внутреннему согласию, кошка говорит: «Окей, я согласна». А потом, когда ты уже расслабляешься, она сама к тебе приходит. И даже не надо так сильно напрягаться. Мы во внешнем мире создаём образ труженика, но это не очень эффективно. Это то, что я понял из сегодняшней работы.