Его Поморский культурный фонд «Берегиня» организовал при поддержке Ассоциации кинопедагогов Росии и Института открытого образования Архангельской области.
Семинар объединил 40 участников из общеобразовательных, воскресных, музыкальных школ, детских садов, библиотек и домов творчества Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Приморского, Шенкурского, Плесецкого, Устьянского и Коношского районов. В течение двух дней их кураторами были член правления Ассоциации кинопедагогов России Елена Бреднева и организатор фестиваля «Мы сами снимаем кино» Александр Костюченко.
По словам Елены Бредневой, кино в школе может стать инструментом воспитания.
— Сейчас дети сами создают видео и выкладывают их в Интернет. Но у них нет наставников, педагогов, — объяснила она. — Наша Ассоциация занялась подготовкой специалистов, которые будут вести кинокружки в школах. Мы даже используем термин «киноигра» — дети в игровой форме постигают определённые смыслы и ценности. Сейчас на базе Института открытого образования мы готовим программу повышения квалификации по направлению «Проектное творчество детей».
Утро первого дня посвятили теории — введению в кинопедагогику, психологическим аспектам работы с детьми и основам драматургии. После обеда педагоги вместе с учениками архангельской гимназии № 3 разделились на шесть групп и начали снимать — пять мини-фильмов и один мультфильм.
— Мы рассказали им притчу, педагоги командно выявили мораль и на её основе придумали уже современные истории, — добавила Елена Бреднева. — А дети стали их соавторами.
Таким образом, третья гимназия превратилась в съёмочную площадку. В одном из кабинетов дети горячо обсуждали с педагогами идею фильма, основанного на мудрости: «Кто чем богат, тот тем и делится».
По сюжету, противный одноклассник всё время пакостит прилежной ученице. Та не обращает на него внимания, зато весь класс решает его проучить. И когда мальчишка оказывается в трудной ситуации, именно девочка решает не отвечать ему злом на зло, а протянуть руку помощи.
— Я не в первый раз принимаю участие в таких встречах от кинофестиваля Arctic Open, — рассказала участница группы, учительница Приморской средней школы Елена Полозова. — Как режиссёру по образованию мне это очень интересно. Благодаря тому, что мы стали посещать подобные мероприятия, у нас в Рикасихе открылся киноклуб. Встречи наши редкие, но очень позитивные: мы знакомимся с творчеством новых режиссёров, смотрим документальное кино.
Всем педагогам пришлось в кратчайшие сроки налаживать контакт с учениками, но всё получилось, как нельзя лучше.
— На самом деле, очень легко оказалось найти общий язык с учениками, — поделилась Елена Полозова. — Такие у нас классные ребята! Они прямо с горящими глазами подхватили нашу идею. Наверное, волновались больше мы, взрослые. А дети оказались очень открытыми. У меня просто любовь с первого взгляда случилась.
В одном из классов под руководством представителя компании Kids Animation Desk Ангелины Шубиной шла подготовка к съёмкам мультфильма. Сидя за одним столом, девочку, маму, папу и собачку из пластилина увлечённо лепили… взрослые.
— А где наши дети? — переговаривались между собой педагоги. — А наши дети ушли на съёмку в столовую!
Не отрываясь от творческого процесса, участница практикума — Вера Куликова из областного Дома народного творчества — рассказала, что дети, на самом деле, очень активно включились в работу.
— По сценарию, девочка с мамой идут под дождём — мы даже капельки слепили из пластилина, — и встречают собачку, — рассказала Вера Куликова. — Мама не разрешает забрать её домой, и девочка из-за этого очень грустит. Но всё заканчивается хорошо. Именно наши дети и придумали концовку.
Как отметила Ангелина Шубина, анимационный фильм решили снять в смешанной технике — сочетании пластилиновой и рисованной анимации.
— Это не очень сложно. Мы предоставляем детям возможность учиться анимации, проводим мастер-классы, и, как правило, они длятся часа три, — пояснила она. — Когда мы лепим из пластилина, разрабатывается моторика рук, а при рисовании развивается воображение, плоскостное мышление. При их совмещении красиво смотрится переход кадров.
Во второй день семинара его участники в теории и на практике освоили основы монтажа и представили свои киноработы в Институте открытого образования. Параллельно они сняли и «фильмы о фильме» — своеобразные видеоотчёты, — чтобы показать, как дети усвоили их уроки.