Видео-обращение маэстро к зрителям опубликовали на ресурсах Молодёжного 26 марта, накануне международного дня театра. Виктор Панов говорил добрые 15 минут, а мы зафиксировали его основные тезисы.
— К сожалению, случилось нечто, что заставляет нас полностью менять свой привычный режим работы, — заявил заслуженный деятель искусств. — В этом есть какие-то плюсы и минусы. Плюсы — это то, что освободилось время для круглосуточных репетиций, чем мы, в принципе, и занимаемся. Министерство культуры России издало указ: всем театрам перейти в онлайн. Я не буду критиковать министерство культуры, потому что это небезопасная штука, но онлайн, как его у нас понимают, — это сущая дикость. Виктор Рыжаков — театр «Современник» — категорически против онлайнов. Артисты в эфире сейчас читают рассказы Чехова. Категорически против Богомолов, там сейчас (в театре на Малой Бронной в Москве, — ред.) будут показывать различные встречи. Клюют на эту штуку люди, которые привыкли считать одним из главных показателей количество посещений.
Обращаясь к опыту Георгия Товстоногова, Виктор Панов подчеркнул, что спектакль решён тогда, когда найден способ общения со зрительным залом. И добавил, что игра в пустом зале, где такого общения нет, это «полная дискредитация театра».
Другое дело, по его словам, — это теле- и киноверсии театральных постановок, но ими должны заниматься профессионалы, которые, используя современные технические возможности, смогут перенести мизансцены, придуманные режиссёром, на видео. При должном уровне подготовки, как, например, на премьере спектакля «Маузер» Теодороса Терзопулоса в Александринском театре в Санкт-Петербурге, возможны и онлайн-трансляции.
В Молодёжном театре тоже придумали свой формат взаимодействия со зрителями в условиях карантина. Там для зрителей организовали адресную рассылку видеоверсий спектаклей, снятых в присутствии публики и уже ушедших из активного репертуара. Таким образом «пановцы» уже показали своей аудитории «Заводной апельсин» режиссёра Искандера Сакаева. Его, как сообщил Виктор Панов, получили 518 человек, и это хорошо, потому что театр — «дело элитарное».
Кроме того, поющие артисты Молодёжного во главе со Степаном Полежаевым засели в театральном подвале. Зрителей ждут видеоприветы из поющего подвала.
— Когда снимут все эти карантины, мы станем действительно другими, — подчеркнул Виктор Панов. — И, может быть, появится какой-то новый вариант театральных проявлений. Талантливые молодые режиссёры ищут новые способы общения со зрителями. Меня порадовал Филипп Шкаев. Он делает специальный вариант интернет-спектакля, на сцене его показывать, наверное, будет нельзя. Долго это будет длиться или не долго, мы не знаем. Но мы должны быть готовы общаться со зрителем, но художественными формами. Пожалейте артистов, не выпускайте их играть спектакли без зрителей. Это преступление по отношению к артистам и к зрителям тоже.