Тон беседе задала эксперт Российской ассоциации по связям с общественностью Алёна Август, отметившая, что туризм — та отрасль, которая может стать одной из успешных практик развития обоих регионов. В свою очередь директор по развитию ООО «Голубино» Анна Клепиковская рассказала о том, что административные границы и сегодня не мешают реализовывать совместные проекты двух регионов:
«У нас есть успешный опыт взаимодействия. От нас стартовали снегоходные экспедиции в Нарьян-Мар, к нам каждую зиму приходят оленеводы, поскольку Пинежский район — это южная граница их кочевья. Мы по сути являемся „базой подскока“ на пути в Мезень и НАО».
При этом Анна Клепиковская обратила внимание на такое препятствие в развитии туризма, как отсутствие дорог. Новый туристический бренд, которым может стать объединённый регион, способен аккумулировать инвестиции для решения это проблемы.
О необходимости развивать транспортную доступность говорили и другие участники встречи. Сегодня добраться в удалённые уголки Поморья и НАО можно только на внедорожниках. И это направление активно развивается, ведь многим туристам интересно забираться в глухие уголки заповедных земель, а не наслаждаться благами цивилизации. Но и экстрим может и должен быть комфортным. Тем более, что это обоюдный интерес. Жители удалённых территорий получают вполне реальный экономический плюс от встречи с туристами.
Ещё один важный момент объединения регионов в части создания единого туристического бренда — широкое информирование о нём на федеральном уровне. В качестве образца для подражания был назван Шпицберген: труднодоступная территория, в которую туристы прямо-таки рвутся попасть. Но для этого нужно, чтобы о заповедном Севере узнали, и здесь рассказов блогеров и первопроходцев недостаточно. Необходима мощная информационная поддержка.
А дальше, как отметил один из участников, какой-то дополнительной помощи уже не требуется:
«Когда турист едет, вся необходимая инфраструктура образуется сама собой, поскольку это интересно всем».
Кинематографисты Андрей Карасов и Анатолий Конычев также отметили притягательность Севера для туристов, и тот эффект, который может его популяризации дать кино. Достаточно вспомнить, как на всю страну благодаря фильму «Белые ночи почтальона Тряпицына» прозвучало Кенозерье.
Резюмируя прозвучавшие мнения, модератор встречи, бизнес-уполномоченная по защите прав предпринимателей Ольга Горелова отметила:
«Сейчас есть несколько тенденций на рынке туризма. Приоритет — внутренний туризм, всё, что касается путешествий российского туриста по своей стране. Сохранился также въездной туризм — к нам у иностранцев интерес немалый. Понятно, что сейчас он несколько ограничен в связи со сложившейся ситуацией. Но она изменится, и люди будут путешествовать. Наша задача — привлечь их к нам. И с этой точки зрения создание нового региона даёт нам и перспективы, и преимущества».
Напомним, сбор предложений по созданию нового региона продолжается. Направить их можно тремя способами:
- заполнить форму на сайте создаёмновыйрегион.рф;
- отправить электронное или обычное письмо в Общественную палату региона. Для жителей Архангельской области на конверте необходимо указать адрес: 163000, Архангельск, улица Гайдара, 4, корпус 1. Для жителей НАО: Нарьян-Мар, улица Ленина, 23А, офис 101;
- записать предложение на бумаге и лично опустить в специальные ящики во всех администрациях муниципалитетов.