Северодвинские поисковики из военно-исторического клуба «Знамя Севера» работают над восстановлением первого серийного плавающего танка в мире Т-37А.

— В 2001 году мы выехали в поисковую экспедицию в Карелию, где обнаружили три разбитых танка. Один из них по частям привезли в Северодвинск, и появилась идея восстановить чудо-машину, — рассказал механик северодвинского техникума строительства, технологий и дизайна, поисковик Владислав Замараев.

Когда танк прибыл в Северодвинск, от него были только боковые борта, верхняя часть, колеса, частично гусеницы. Сейчас Т-37А, по словам поисковика, собирают «буквально как мозаику — по чертежу на фанере».

Как сообщает пресс-служба центра «Патриот», закончить работу над танком энтузиасты планируют к осени 2020 года. В январе 2021 года воссозданная машина примет участие в большом бою — реконструкции прорыва блокады Ленинграда, которая уже не первый год проходит в деревне Заостровье Приморского района.

Плавающий танк Т-37А создали в 1932 году. С 1933 по 1936 годы в Советском Союзе построили более 2,5 тысяч этих машин. В РККА они предназначались для выполнения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Вооружение танка — один пулемёт ДТ калибром 7,62 миллиметра.

Т-37А массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года и Советско-финской войны 1939–1940 годов. Эти машины принимали участие в боях начального периода Великой Отечественной войны, однако большинство из них достаточно быстро было потеряно.

К весне 1942 года во фронтовых частях осталось крайне мало Т-37А и их использование носило эпизодический характер. Сравнительно долго эксплуатировались Т-37А лишь на Карельском и Ленинградском фронтах. Последним известным случаем боевого применения плавающего танка стала операции по захвату плацдарма на реке Свирь, осуществлённая в июле 1944 года.

К настоящему времени сохранились несколько экземпляров Т-37А. Например, два из них находятся в России — один в Бронетанковом музее в Кубинке, другой — в частной коллекции. Ещё одна машина — в экспозиции шведского музея «Арсенал».

Напомним, что в 2016 году северодвинские энтузиасты построили копию советского лёгкого бронеавтомобиля БА-64. В тот же год броневик участвовал в праздничных мероприятиях юбилея конвоя «Дервиш» в Северодвинске.