Оно и понятно — на ходу судно было 80 лет, но что теперь — забвение и утилизация или «Коммунар» берёт новый курс?

С теплоходом «Коммунар» Игоря Пальникова связывает множество приятных воспоминаний. Семь лет он был здесь сменным капитаном, перевозил людей по островным территориям Архангельска. В 2004-м вышел на пенсию — спустя 15 лет на отдых отправился и его товарищ-труженик. Прошлой осенью «Коммунар» завершил последнюю навигацию.

— Надо бы оставить, у нас таких теплоходов осталось всего два. Один в Северодвинске — Николай Васильевич Гоголь, он постарше лет на 30, но тот ведь в Северодвинске, — говорит Игорь Пальников.

Сохранить не для работы, а как часть истории, ведь «Коммунар» — это символ Архангельского речного флота. Построенное в 1940 году судно работало с тех пор на каждой навигации, даже во время Великой Отечественной войны. За почти 80-летнюю историю «Коммунар» пережил множество доработок, но по-настоящему глобальных изменений было два: в начале 60-х паровую машину заменили на дизельный двигатель и вместо старой деревянной рубки сделали металлическую. Именно тогда «Коммунар» получил свой нынешний облик.

И этот облик в Архангельском речном порту решили сохранить. Коммунар передадут Северному морскому музею.

— Нам нужно сделать объём работ, связанный с его подводной частью — подготовить её, чтобы он длительное время мог находится на воде, подготовить корпус. Внутреннее насыщение, мы надеемся, возьмёт на себя музей, — рассказал генеральный директор  АО «Архангельский речной порт» Андрей Разговоров.

Как теплоход будет использоваться дальше, сейчас продумывают научные сотрудники морского музея. Есть несколько вариантов — от временной консервации до превращения в полноценный музейный объект.

— Мы планируем здесь проводить сменные выставки, конечно, будет зал, или часть зала, посвящённая истории самого теплохода, это тоже очень интересно. Будут проходить здесь занятия с детьми, возможно кинопоказы и так далее, — рассказал директор Северного морского музея Евгений Тенетов.

Какой из вариантов реализуют — зависит от финансирования, но уже точно можно сказать, что теплоход получит надлежащий уход и не повторит судьбу шхуны «Запад». Пока же один из капитанов «Коммунара» Игорь Пальников мечтает — что как только появится музей, он придёт сюда первым и исполнит одну из песен, которые когда-то пел во время рабочих рейсов.