15 июня «Русской Арктике» исполняется 11 лет, и к своему дню рождения нацпарк решил подарить городу и школе мурал от создателей арт-фестиваля «Тайбола».
Архангельск уже давно издали восхищался стрит-артами «Сборной» в родном Северодвинске и немножко завидовал городу корабелов. Теперь первый мурал по эскизу Александра Менухова появился и в областной столице. Забавно, что граффити-окно в Арктику открылось буквально через дорогу от другого мурала — уже не арктической, а патриотической тематики — «Сна внука».
На монументальной картине в естественной среде обитания изображена разная арктическая живность: моржи, нарвалы — символы национального парка, — северные олени, белый медведь, тюлень, полярная сова, белуха и кит. Но главный герой всё же — мультяшный белый медвежонок в форменной куртке «Русской Арктики», который будто приглашает школьников вместе познавать удивительный мир полярной природы.
Мурал высотой в четыре этажа художник Александр Менухов выполнил в одиночку. Вдохновитель фестиваля «Тайбола» Илья Кузубов координировал все процессы дистанционно, из Северодвинска.
— «Русская Арктика» и 45-я школа давно сотрудничают, занимаются экопросвещением, и вот этот Михайлушка — персонаж их информационных стендов, — сказал Илья. — Все процедуры согласования и поиска спонсоров, которые заплатили нам за работу, на себя взяли парк и школа. Автовышкой я рулил удалённо, из Северодвинска. А настоящий герой — это Саша, который дней десять здесь выписывал каждую деталь — то с лестницы, то с вышки. И мне кажется, он, как обычно, превзошёл все ожидания.
Сотрудники «Русской Арктики» — настоящие полярники — очень внимательно отнеслись к тому, чтобы художник достоверно изобразил полярных животных.
— Каких-то животных исключили на стадии эскиза, — поделился Александр Менухов, — каких-то, наоборот, попросили добавить. Там в прибрежных зонах заяц обитает, но в финальной версии мы его не оставили. Кит-полосатик был обязательным условием. Корабль тоже пришлось заменить. Нужна была именно «Мангазея». Картина построена по принципу иллюстрации: перспектива есть, но она условна.
Несмотря на определённые рамки техзадания, нашлось место и творчеству.
— В любом эскизе можно найти задачи, интересные для художника, — отметил Александр Менухов. — Здесь я как художник стремился к фотореализму, старался передать свет под водой, соотношение надводного и подводного миров. Здесь было много деталей.
И всех их художник выписывал маленьким валиком и кистью. Что касается технологии, художник оказался на знакомой территории.
— Единственная сложность была в том, что с лестницы я много работал, чтобы вышку лишний раз не гонять, — добавил Александр. — Практически два первых этажа были сделаны с обычной стремянки. А так старался работать, как меня учили, — быстро и качественно.
«Сборная Тайболы» собирается продолжить раскрашивать городские пространства.
— Есть идея организовать в следующем году в Северодвинске вместно полноформатного лесного полугородской фестиваль и совместить его с росписью домов, — рассказал Илья Кузубов. — Пригласить десять художников — пять местных, пять — друзей из других стран: из той же Норвегии, из Ирана… Обозначить тему, но дать творческую свободу. Потому что произведение искусства не может создаваться без свободы самовыражения. Я был в Морокко, и даже там в Касабланке, где после захода солнца на улицах не встретишь ни одной женщины и даже мне там страшновато гулять, я видел огромные муралы. Это были какие-то сюрреалистистические портреты, какой-то Дали — именно что произведения искусства!