Его героинями станут семь пенсионерок и одна молодка — фольклорный театр поморской культуры «Сузёмье». Все, кто встречался с коллективом, согласится, что они — явление уникальное. Они и с домом-музеем сказительницы Марии Кривополеновой дружат, и на всяческие творческие эксперименты горазды — вспомнить хотя бы их неожиданный дуэт с северодвинским fingerstyle-гитаристом ДэДэ. А в начале 2020 года удостоились национальной премии «Имперская культура».

Известный на Севере кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств России, автор более двухсот картин Клавдия Хорошавина познакомилась с ними ещё в 2013 году на съёмках ленты «Золотое кольцо Бориса Шергина», но фильм снимать решили только сейчас. Тут поспособствовала ещё одна пинежанка — арт-директор музея «Марьин Дом» в деревне Чакола Анна Злотко, которая взяла замысел «под крыло». Проект получил поддержку регионального министерства культуры.

Перед отъездом в съёмочную экспедицию на Пинежье три женщины — Анна Злотко, Клавдия Хорошавина и руководитель «Сузёмья» Елена Оводова — рассказали «Региону 29» о будущем фильме и о том, почему его необходимо снимать.

— Они мне сразу стали как родные, — отмечает Клавдия Хорошавина. — А когда я стала их ближе узнавать, то поняла, что они ещё ценнее, чем я думала. Это удивительный коллектив. Я много что видела в жизни, поэтому я знаю ему цену. Это бесценный коллектив. Они очень творчески подходят к нашему наследию, разрабатывают его: у них оно не стоит на месте, не мёртвое, не заколоченное, а развивается. И трудно найти другого такого человека, как Елена Севериановна. От неё идёт такой позитив, такая радость!

— Ты на меня уже нимб надела, Клавдия Михайловна, — смущённо улыбается Елена Оводова, — совсем захвалила, даже провалиться хочется! Мы же ведь стыдливы, скромны до безобразия…

— Нет, это не нимб, — серьёзно говорит кинорежиссёр. — Просто человека надо при жизни хвалить. Нас редко, кто хвалит. Мы и сами-то себя хвалим редко. А себя надо хвалить. Поэтому я с удовольствием, с радостью хвалю этот коллектив. Какую бы жонку не взял — они все такие разные, самобытные, но такие слитные друг с другом!

Клавдия Хорошавина. Фото vk.com/id190318231.Клавдия Хорошавина. Фото vk.com/id190318231.

Кинематографист уже больше года как, спустя 40 лет на Севере, живёт в Ярославе. Но все её интересы в кино — Арктика, северные реки, деревянное зодчество, — по-прежнему здесь. Вот и отчего-то именно сейчас решила взяться за фильм о «Сузёмье».

— Время летит, и самое ценное может остаться где-то в стороне, — говорит Клавдия Хорошавина. — А это наше национальное богатство, мы его обязаны сохранить. Это такие родники серебряные, которые не должны быть безвестными. Это будет фильм о народной культуре, о её глубинах, о её сегодняшнем дне. Это как водопад, который с гор — шшух! Это что-то горнее. Со временем всё острее понимаешь, как мельчает наш язык. А язык мельчает — мельчает душа. Читаешь отзывы о какой-то выставке, пишут: «Круто!», «Ярко!», «Класс!», — и всё. Нет красок, нет чувства, есть только восклицание. Язык бедный, сухой, констатирующий. А язык должен расти в предложения, слово за слово. Мы сошлись — и я, и Елена, и все девчонки её, — что надо снимать то, что не затёрто.

Фильм будет на документальной основе, но игровой, постановочный. И музыка в нём будут играть не последнюю роль. Потому что слово — это тоже музыка. И все звуки, что есть в природе, — это тоже музыке. Но в первую очередь в нём будет о традиции, которую «Сузёмье» несёт в современность.

— Очень важно сохранить этот сосуд традиций, — рассказывает Елена Оводова. — И до современного человека его донести. А это непросто. Лежишь ночью и думаешь: «Как сыграть рекрутский обряд, которого давным-давно не существует, без рекрута?».

Тут ещё пинежская кровь помогает. В коллективе все с Пинежья, и все друг другу родственниками приходятся.

— Мы выросли в тех условиях, в которых жили аборигены, — вспоминает Елена Оводова. — До 1978 года у нас не было телевизоров, мы были не нарушены этим логосом современным. При керосиновых лампах жили. Я не ходила в садик, всё при бабушках была. Бабушки были в основном старообрядки. Я помню их манеру, их традиции, у меня и самой иногда вдруг их словечки завыскакивают. Сестра моя Катя всю жизнь занималась собиранием пинежских песен. Другие девочки с голосом хорошо работают. Костюмы у нас все подлинные, коллекция очень большая. Свои — из сундуков, из амбаров. Иногда уже и жалко надевать. Смотришь на просвет, берёшь иголочку, и аккуратненько латаешь. Всё исчезает со временем, всё стареет. Человек стареет, дерево стареет, одно солнце да любовь не стареют. Вот хотим вот эту любовь к нашим корням донести. А когда несёшь такую драгоценность, то поневоле душа начинает петь.

За искренность «Сузёмье» любят и в России, и в Норвегии. А сами артистки не любят работать со сцены, любят «в толпе быть». И никогда не повторяют того, что уже показали.

— У нас нет повторений, — рассказывает Елена Оводова. — У нас всё спрашивают, особенно в Санкт-Петербурге — там нас любят, здесь-то нас мало знают, к сожалению, — почему только один раз показываем. Мы сделали что-то одно — надо скорее другое. Нет бы вернуться, показать отработанное, но нет, сделали и забыли! Никогда не повторяем. Сами себя ругаем. Надо бы повторить, а всё некогда — то Масленница, то Пасха, то Рождество… Некоторая песня с полёта идёт, а другую может и год мусолить. У нас есть песни, которые мы всё ещё не показывали — боимся. А сейчас пандемия все планы нарушила: столько не петь, — это ж надо собираться, прислушиваться, мы же пожилые. А одиночное исполнение в северном пении не предусмотрено вообще. Там один стелет, другой основу ведёт, а третья на вынос летит. «По-одиночке то мы ведь не певки!», — говорили старухи. Артельно-то оно красивше.

— А мне очень нравится, как они легко соглашаются на эксперименты, — говорит Анна Злотко. — Например, записали традиционную скоморошину «Усища», добавили немного битов, — это мой любимый трек для показа на подиуме. И все всегда прибегают и спрашивают: «Что это за крутой трек?».

Одну поездку по будущим локациями съёмок творческая группа уже совершила. Там северянки нашли не только вдохновение, но и исполнителя главной роли в былине Марьи Кривополеновой «Вавила и скоморохи».

— На обратном пути заехали в Пинегу, — рассказывает Елена Оводова. — Идёт парень — красивый, высокий. А Клавдия Михайловна говорит: «Мне бы надо мужчину какого-то», — у нас-то не мужской коллектив, только в проекты берём детей и мужиков. Мы его окликнули, разговорились, оказалось — с одной деревни, да ещё и родственники! А ещё оказалось, что он водитель автобуса, и этот автобус мы арендовали. И он согласился сниматься.

Завершить работу над картиной съёмочная группа планирует этим летом. А представить её — 1 ноября.