В частности, представлены файлы, якобы полученные из администрации Вельского района, из которых делается сенсационный вывод о применении административного ресурса. Оказалось, что на один реальный факт приходится несколько несуществующих, которые ещё и вольно растолкованны. Прямо классика «грязных предвыборных технологий» из 90-х годов. Мы предметно разобрались в ситуации.
Ситуация
В одно из интернет-изданий области пришло письмо с анонимного почтового ящика с кучей файлов, относящихся к сбору подписей на выборах губернатора области. Там различные формы, таблицы, сканы, чеки. В письме утверждается, что эти файлы принадлежат руководителю орготдела администрации Вельского района Ксении Коряковской. Архангельские журналисты с ней связались, и выяснили, что эти документы действительно имели место быть. Но вот дальше начались «танцы с бубном».
Роль местной администрации в выборах
По закону, чтобы стать кандидатом в губернаторы, необходимо собрать от 189 до 198 подписей депутатов от городов, районов или поселений из 21 муниципалитета. Кто по факту работает с собраниями депутатов в местных администрациях? Орготделы. Куда идут депутаты по всем своим задачам и вопросам? В орготделы. Так и на этих выборах. Депутаты идут в свой орготдел за получением квалифицированной помощи. Как правильно заполнить подписной лист? Какие сведения указать? Ручку с какой пастой использовать? Это не праздные вопросы, поскольку избирательное законодательство довольно витиеватое. Подписать документ, чтобы его потом не засчитала избирательная комиссия? Лучше перестраховаться. Вот и пошли депутаты спрашивать, что должно быть и как. Администрация, естественно, тоже не сама законы придумывает и толкует, запаслась разными нормативными документами, разъясняющими суть вопроса. Так и возникла, видимо, в компьютере у Ксении Коряковской папка с документами по выборам.
Какой же вывод делает интернет-издание? Муниципальные администрации участвуют в выборах. А где, например, встречаться представителям кандидатов и подписантам? На автобусных остановках? На органы власти и местного самоуправления по закону возложены функции содействия в организации процесса выборов. Они, например, представляют кандидатам помещения для встреч с избирателями. Так и тут: администрация проконсультировала всех депутатов, как правильно технически оформить свою подпись. А за кого уж депутат расписывался — это его личное дело.
Не задаётся журналист другим вопросом: а как файлы с компьютера Ксении Коряковской оказались у него на почте? Она сама их отправила? Нет. Выходит, их кто-то изъял. То есть совершил кражу информации. С отягчающими обстоятельствами.
Что за списки депутатов?
С этими списками тоже дело запутали. Кандидаты, естественно, хотели бы собрать подписи как можно быстрее и больше. К тому же времени на эту процедуру отведено в обрез. Поэтому заготовили заранее формы для депутатских подписей. В итоге депутат мог выбрать, за кого из кандидатов расписаться. Сервис, однако. Учитывая заявление лидера областных единороссов Ивана Новикова о рекомендации к своим однопартийцам не отказывать в поддержке кандидатам других партий, так и получается. Из 2359 муниципальных депутатов 1326 — единороссы. Понятно, что с организованным коллективом работать проще, чем с разрозненными частниками. Поэтому все кандидаты ухватились за это предложение, как за спасительную соломинку. К тому же многие народные избранники в июле уехали из региона, распределились по дачам. Поди, отыщи их на грядках. А членов «Единой России» хоть как-то можно найти по партийной линии.
Что за чеки?
По закону каждая подпись депутата должна быть удостоверена нотариусом или главой сельского поселения. Действие это не бесплатное. Автограф нотариуса стоит 1000 рублей, главы — 100 рублей. Копии этих чеков тоже должны быть представлены в избирательную комиссию. Они составляют обязательную часть пакета документов и должны находиться рядом со всеми другими.
Таким образом, мы приходим к выводу, что система сбора подписей муниципальных депутатов с консультативно-организационным участием администраций районов является абсолютно законной. Более того, единственно возможной в летне-отпускной период, учитывая расстояния в сотни километров и отсутствие у многих районов устойчивой связи с «большой землей».
Сколько ещё таких «сенсаций» мы увидим в ходе избирательной кампании? Судя по ее началу — не мало. Готовьте попкорн и занимайте места поближе к мониторам!
Комментарии эксперта
Айк Аджоглян, политтехнолог, эксперт Центра прикладных исследований и программ:
«Классика „грязных предвыборных технологий“ — взять один факт, к нему придумать несколько сказок, и притянуть как можно крепче к заранее приготовленному выводу. Обычные граждане сильно глубоко не погружаются в тонкости законодательства и политического процесса. Этим часто пользуются недобросовестные политики и журналисты. В данном случае издание решило попросту „хайпануть“. Поэтому сделаны максимально скандальные выводы, которые никак не соответствуют событию».