Ключевые результаты второго квартала 2020 года:

  • выручка сократилась на 8,3 процента и составила 78,5 миллиарда рублей;
  • сервисная выручка снизилась на 6,9 процента и составила 73,4 миллиарда рублей;
  • продажи оборудования и аксессуаров сократились на 24,7 процента до 5,2 миллиарда рублей;
  • показатель OIBDA сократился на 8,4 процента до 35,6 миллиарда рублей, рентабельность OIBDA стабильна на уровне 45,4 процента;
  • операционный CAPEX[1] снизился на 20,1 процента до 13,1 миллиарда рублей;
  • чистая прибыль выросла на 35,2 процента до четырёх миллиардов рублей;
  • общий долг сократился на 17,7 миллиарда рублей до 357,4 миллиарда рублей;
  • количество абонентов в России сохранилось на уровне 75,4 миллиона;
  • число пользователей передачи данных выросло на 4,2 процента до 34,9 миллиона.

Генеральный директор компании Геворк Вермишян отметил:

«На второй квартал пришлось основное влияние пандемии на бизнес телеком-отрасли. Абоненты и корпоративные клиенты, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, снижали активность и сокращали затраты, в том числе на связь. При этом мы столкнулись с необходимостью дополнительных инвестиций в развитие сети, чтобы в условиях повышения нагрузки сохранить качество услуг. В результате наши абоненты продолжали пользоваться самым быстрым интернетом даже в сложных условиях изоляции — исследование международного агентства Ookla, проведенное в первом полугодии, подтвердило лидерство МегаФона среди российских операторов.

На протяжении всего квартала мы поддерживали абонентов, предлагая самые актуальные услуги бесплатно — открыли доступ к собственным платформам МегаФон ТВ, Мегафон Образование и МегаФон Игры, обнулили стоимость трафика на популярные мессенджеры, сервисы доставки еды, онлайн-аптеки и образовательные порталы. Все это время мы предлагали специальные условия для общения абонентов, находящихся в роуминге, в том числе предоставляли бесплатные SMS на российские номера и звонки на основные горячие линии. Это, безусловно, отразилось на финансовых результатах по сравнению с прошлым годом, но позволило сохранить комфортные условия и качество услуг для абонентов.

Оглядываясь на второй квартал, мы понимаем, что, несмотря на проведенную работу, в будущем внешние вызовы потребуют от нас не меньших усилий и новых мер по оптимизации бизнеса — подробного анализа наших инвестиций как с точки зрения маркетинговых расходов, так и затрат на розничную сеть».

На показатель выручки повлияла оптимизация затрат на связь в условиях пандемии как абонентами, так и бизнесом. Закрытие значимой части розничных салонов существенно снизило приток новых абонентов и выручки. Более того, чтобы поддержать абонентов в период самоизоляции, МегаФон на протяжении длительного периода предоставлял ряд актуальных услуг бесплатно, что также отразилось на доходах. Влияние на выручку оказало и сокращение доходов от роуминга в условиях закрытия границ.

Несмотря на серьёзное влияние пандемии на финансовые показатели, компании удалось удержать рентабельность OIBDA на уровне прошлого года — 45,4 процента, главным образом за счёт сокращения низкомаржинальных продаж оборудования, затрат на продажи и маркетинг, общехозяйственных затрат. В непростых условиях грамотное управление эффективностью приобрело особое значение.

[1]. Операционный CAPEX — это CAPEX без учёта затрат на приобретение активов в форме права пользования по договорам аренды.