Она называется «Мы шли к любви и милосердью…» — это строчка из песни «На всю оставшуюся жизнь» на стихи Петра Фоменко и музыку Вениамина Баснера. 

Работа над выставкой шла более полугода. Изначально Архангельский краеведческий задумал её, как часть межмузейного проекта «Три истории о войне», посвящённого 75-летию Победы. Вместе с ним к нему присоединились Северный морской и музей ИЗО. 9 мая из-за пандемии экспозицию смогли представить только виртуально, на одноимённом сайте. Зато в день окончания Второй мировой музейщики наконец смогли в живую показать результаты своего кропотливого труда зрителям.

Сначала, как рассказала директор краеведческого музея, планировали выставку на 123 квадратных метра, но начав, не смогли остановиться: экспозиция разрослась до 300. В её подготовке Архангельскому краеведческому помог СГМУ, Общество изучения истории медицины Европейского Севера и министерство здравоохранения региона.

Выставка объединила порядка 1700 подлинных редких предметов военного времени, позволяющих восстановить те обстоятельства, при которых медики спасали жизни раненым бойцам Красной Армии. 

Как рассказала соавтор проекта, директор музейного комплекса при СГМУ Анна Андреева, идею этой выставки вынашивали около десяти лет.

— То, что медики внесли огромный вклад в Победу, подтверждает стела «Архангельск — город воинской славы», — отметила Анна Андреева. — Наш город стал центром госпитальной базы Карельского фронта и Северного флота. В нашей области было 35 госпиталей. Из них 21 был развёрнут в первый же год войны. Низкий поклон профессору Виталию Быкову — под его руководством была создана монография, которая использовалась при подготовке этой выставки. В ней мы подтверждаем, что свыше 120 тысяч раненых воинов были пролечены в архангельских госпиталях. Из них 86 процентов вернулись на фронт. Нам удалось доказать, что смертность в Архангельске была на порядок ниже, чем во многих других городах, и составляла чуть более двух процентов.

Концепцию экспозиции придумала художница Анна Резванова. Авторы проекта решили отойти от привычного хронологического принципа выстраивания выставки. По словам соавтора проекта, научного сотрудника краеведческого музея Дмитрия Иванова, в основе — принцип этапной эвакуации. В трёх залах восстанавливается путь солдата — практически от ранения на поле боя до госпиталя. 

В начале экспозиции помещён один из самых ценных экспонатов — нательная рубаха Павла Усова, первого Героя Советского Союза, павшего в 1942 году подо Ржевом. Её представители народного комиссариата обороны передали архангельскому обкому партии. Как реликвия, почти святыня, этот предмет хранится в коллекции краеведческого музея. 

Другой ценнейший экспонат — флаг хирургического подвижного походного госпиталя, на котором аббревиатуру ХППГ сделали вручную, в полевых условиях, из старшинского голуна.

Борьба за жизнь начиналась в полевой палатке — батальонном медицинском пункте. Сюда санитары-носильщики доставляли раненых, в ней бойцам накладывали повязки и оказывали другую доврачебную помощь. С тем, чтобы потом отправить в тыловой эвакуационный госпиталь — авиацией, морем или даже на оленях. Но самым распространённым видом транспорта был, конечно, железнодорожный. 

В 1941–1945 годах ходило 286 постоянных военно-санитарных поездов и 138 временных. В одном таком поезде было 16 вагонов. В пространстве экспозиции воссоздана обстановка госпиталя на колёсах. Для его реконструкции сотрудники Архангельского краеведческого использовали предметы, которых нет в других музеях России. Особую ценность, например, представляет железная керосиновая лампа-отопитель. Такие, по словам Дмитрия Иванова, чудом сохранились в двух музеях страны. Такая лампа давала очень бледный свет, чтобы было кстати для раненых, у которых развивалась светобоязнь. А ещё о нагретый металл медики любили греть руки.

Часть раненых доставляли на станцию Исакогорка, часть — на Бакарицу. Оттуда по воде оставшихся бойцов доставляли до госпиталей города. По прибытии солдат получал место в палате. Её музейщики тоже воссоздали в мельчайших подробностях. В центре — кровать 1936 года.

В третьем зале воплощены три важных составляющих медицинской помощи — хирургия, стоматология и эпидемиология. В хирургическом отделении выставки стоит копия операционного стола из военно-полевого госпиталя. В первые дни войны, как рассказал соавтор проекта, все медицинские склады оказались во власти противника. Приходилось уповать на помощь союзников. В экспозиции представлены медицинские приборы, поставленные в Архангельск по ленд-лизу. 

А после Победы в Советский Союз начало поступать трофейное медицинское оборудование из Германии. Например, на выставке представлен наркозный аппарат 1939 года — самых старый в музеях страны. Он, как рассказал Дмитрий Иванов, находился в специальной клинике для лётчиков Люфтваффе.

— Кто знает, может, с этого аппарата давали наркоз Герингу, — сказал соавтор проекта.

На роль эпидемиологов музейщики решили обратить внимание ещё до коронавируса. Опасность распространения опасных инфекций во время войны только повысилась: разрушались скотомогильники, очистные сооружения. И врачи-специалисты в этой области, по словам Дмитрия Иванова, спасли огромное количество жизней. На выставке представлены вещи, которые работали на санэпидемстанциях, в бактериологических лабораториях.

На открытие выставки пришли первокурсники СГМУ, ветераны медицины, а также молодые медики-реконструкторы. Они об истории медицины знают не меньше, чем музейные работники. Например, без прикрас рассказали, как была в сороковые годы устроена стоматологическая помощь. Бормашина тогда работала на ножном приводе: стоматологу приходилось жать на педаль. Количество оборотов было очень низким, соответственно, «боль была дикая». Так что пациента приходилось попросту удерживать силой. 

Последний зал экспозиции рассказывает о медуниверситете в годы войны и о студентах военных лет.

В экспозиции можно надолго пропасть. Можно подумать о тех, кому архангельские медики подарили второе рождение. Или о тех, кого несмотря на героические усилия врачей спасти не удалось. А в целом организаторы выставки уверены, что исторических экспонатов в Архангельске хватило бы на целый музей Великой Отечественной войны.