Соответствующее указание Банка России вступило в силу 5 сентября 2020 года.

Изменение нормативной базы в сфере ОСАГО было предусмотрено поправками, внесёнными в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Основных изменений в законе три.

Во-первых, базовая ставка тарифа ОСАГО перестала быть одинаковой для всех водителей на одной территории. В установленных Банком России пределах она определяется страховщиком для каждого автовладельца индивидуально в зависимости от его риск-профиля.

Во-вторых, страховщики при установлении тарифа могут учитывать как наличие зафиксированных сотрудником ГИБДД грубых нарушений правил дорожного движения (проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение скорости более чем на 60 километров в час), так и иные обстоятельства. Это может быть возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и другие факторы. Их подборка — это ноу-хау каждой страховой компании.

И в-третьих, новый закон требует указывать на сайте страховщика учитываемые им тарифные факторы и размещать тарифный калькулятор, который позволит автолюбителю рассчитывать размер страховой премии и выбирать наиболее выгодный для него вариант страховки.

Между тем в число тарифных факторов не могут входить национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение и вероисповедание. Запрет на использование страховщиком этих факторов установил Банк России, который намерен контролировать тарифообразование в сфере ОСАГО как посредством дистанционного надзора, так и в порядке реагирования на обращения граждан.

Для предоставления возможности индивидуализировать тарифы ОСАГО Банк России расширил тарифный коридор, чтобы страховщики могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает ПДД.

Так, например, предусмотрено расширение границ коридора для тарифов по легковым автомобилям граждан на 10 процентов вниз и вверх (нижняя и верхняя границы тарифного коридора теперь 2471 и 5436 рублей).

Кроме того, указанием Банка России примерно для двух третей населённых пунктов в стране территориальный коэффициент (КТ), который учитывается при расчёте цены полиса ОСАГО, был снижен. Для Архангельска КТ уменьшен с 1,8 процента до 1,72 процента, для Котласа — с 1,6 процента до 1,54 процента, для Северодвинска — с 1,7 процента до 1,63 процента. Для прочих населённых пунктов региона КТ незначительно повысился (с 0,85 процента до 0,865 процента), как и для Ненецкого автономного округа (с 0,8 процента до 0,82 процента).

В Банке России рассчитывают, что изменения на рынке ОСАГО будут плавными, и страховые компании постепенно изменят свои бизнес-модели под новую систему тарификации. Регулятор не ожидает роста средней стоимости полиса ОСАГО в результате нововведений. Опыт первого этапа индивидуализации тарифов ОСАГО показал, что страховые компании заинтересованы в хороших водителях и конкурируют за таких клиентов. В результате расширения тарифного коридора в начале 2019 года на 20 процентов вниз и вверх средняя премия по ОСАГО за 2019 год снизилась в целом по стране на 4,8 процента. В Архангельской области средняя стоимость полиса ОСАГО в прошлом году снизилась на 8,8 процента.

— Совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере страхования автогражданской ответственности уменьшило количество жалоб в Банк России на этот вид страхования, в том числе от автомобилистов из Архангельской области. В первом полугодии 2020 года северяне жаловались регулятору по поводу ОСАГО 162 раза, что на четверть меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, — рассказал управляющий Отделением по Архангельской области Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Блок.