В преддверии начала 45-го сезона в театральном особняке на Логинова, 9 прошла пресс-конференция.
— Извините за нескромность, но 29 октября исполняется ровно 45 лет, как мы в первый раз собрались под названием «Городская экспериментальная театральная студия», — сказал худрук Молодёжного Виктор Панов. — Тогда мы прослушали около пятисот человек. Поскольку я был бандитом-хулиганом, письмо о создании студии в обком партии писал ректор Щукинского училища Борис Захава. Это было суровое время. Я до сих пор удивляюсь, как мне разрешили. Мы собрались в доме работников просвещения, так называемой «Свечке». И, можете себе представить, вдруг вырубился свет! Наставили свечей. Только я начал говорить, и хлынул ливень! Вот такой был знак нам.
Перед началом сезона в структуре театра произошли изменения: помощник художественного руководителя Анастасия Дедёшина заняла пост его первого заместителя. По сути, сказал Виктор Панов, стала директором театра.
— А я на полном серьёзе в течение сезона должен буду решить вопрос об уходе со своей должности и найти себе замену, — заявил маэстро. — Ушла Галина Волчек, ушёл Марк Захаров… Не дай Бог!
Строить далеко идущие планы «пановцы» пока не спешат. 2020-й многих отучил загадывать наперёд.
— Юбилей мы, естественно, будем праздновать, — рассказала Анастасия Дедёшина. — Но сначала дождёмся, когда окончательно будут сняты все ограничения, чтобы максимально масштабно это сделать. Теперь мы можем работать с 50-процентной рассадкой зала. Будем играть для 30 зрителей почти все спектакли. Мы работаем без долгосрочного планирования. Послезавтра премьера — класс. Отыграем — дальше будем планировать. Будем работать от предлагаемых обстоятельств.
17 и 18 сентября состоится первая премьера сезона — «Молот» Максима Соколова. Спектакль, основанный на средневековом трактате по демонологии инквизиторов Генриха Крамера и Якова Шпренгера, выпустили в июне на ледовой арене Дворца спорта профсоюзов, но тогда зрители его не увидели. Самая настоящая премьера состоится в архангельской Кирхе.
— Публика у Архангельского молодёжного театра особенная, — сказал режиссёр. — Она может выдерживать показы спектаклей на улице, в подвале… В этот раз зрители попадут в здание Поморской филармонии — это лютеранская Кирха. Летом мы играли «Молот» на спортивной арене. Это было классно, но стало понятно, что невозможно будет туда вернуться, когда зальют лёд. Да и в принципе очень сложно играть репертуарный спектакль на арене. Тем не менее, я очень рад, что тогда это случилось. А эта площадка очень необычная. Там интересная акустика. Мы с Анастасией Юдиной думали сделать спектакль, который будет кочевать по разным площадкам, как будто каждый раз инквизиция высаживается в новом месте. Но по факту это очень непросто. Не хотелось бы опять переезжать.
Инквизиция преследовала последователей Мартина Лютера. И то, что теперь «Молот» будет жить в лютеранской Кирхе, — как минимум, иронично.
— Протестанты отрицали католиков, а католики приехали и расставили всё на свои места, — сказал Максим Соколов. — Это хорошо. Борьба продолжается. Конечно, спектакль немного поменяется. И финал будет немного другой.
Спустя неделю после первой премьеры, 26 сентября, первые зрители увидят спектакль «Иллюзия договора» Сергея Азеева — «драму положений» по пьесе Жана-Поля Сартра «Мёртвые без погребения». Историю о заключённых и тюремщиках режиссёр из 1940-х перенесёт во вневременной контекст.
— Материал очень суровый, — отметил режиссёр. — Когда мы с Виктором Петровичем его утверждали, у нас совсем другая идея была. Тогда ещё был Шиес. Но Шиес Архангельск отстоял. А сейчас произошла ситуация в Беларуси, и, мне кажется, мы просто попали в яблочко. Мне кажется, мы с Максимом в одну сторону смотрим. В театре ушло время навешивания ярлыков. Мы и так в этих ярлыках погрязли: нам говорят, что плохо, что хорошо, и у нас нет возможности для самостоятельной оценки. И что «Молот», что «Иллюзия договора» — это спектакли, где не вешают ярлыки, где не стоят с лозунгом, а предлагают некий разговор, где ты выбираешь сторону.
«Европейская весна» в этом году превратится в «Европейскую осень». Фестиваль состоится в октябре. К сожалению, без панк-оперы «Медея» петербургского «Театро ди Капуа». Зато читка пьесы Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича», «Дуб Майкла Крейг Мартина» Ильи Мощицкого и «Магда» «Плохого театра» по-прежнему в силе.
18 ноября Молодёжный театр сыграет в Архангельском городском культурном центре спектакль для врачей, которые боролись и борются с коронавирусом. В Год Фёдора Абрамова «пановцы» сыграют для медиков постановку «Деревянные кони».
— Это жуть, с чем они борются, — отметил Виктор Панов. — В стране каждый пятый из умерших — врач. И проскочить мимо этого — просто преступление.
Уже давно Молодёжный готовит спектакль «Momento, море» об адмирале Нахимове в постановке самого Виктора Панова. Спектакль почти готов, но теперь его нужно вспоминать. Также «пановцы» думают поставить спектакль по роману Али Бенджамин «Доклад о медузах». Над ним должна будет работать режиссёр Юлия Каландаришвили, известная своими постановками для детей и подростков. Ещё Филипп Шкаев предложил на выбор несколько названий — пьесу драматурга Светланы Петрийчук и «Петровых в гриппе и вокруг него» писателя Алексея Сальникова.