В конце июня 2020 года директором историко-мемориального музея Ломоносова в Холмогорском районе стал музыкант, путешественник и инициатор проекта «Ровдина Гора» Николай Выморков.

— Мне страшно. Мне страшно любопытно, — рассказал он «Региону 29». — Приходится сомневаться во многих вещах. Директор сельского музея — это одновременно и кадровик, и компьютерщик, и плотник, и дворник. Я не знаю, с чего может начаться мой следующий рабочий день: с того, что мне придётся залезть на чердак, спуститься в подвал или надо будет решать какие-то дизайнерские задачи. Это работа, которая требует очень многих навыков.

По словам Николая, история с обновлением экспозиции музея началась ещё до того, как он вступил в должность.

— Подрядчик — московская компания «Лаборатория 414» — выиграла контракт ещё весной, — пояснил он. — Когда я пришёл в музей, мы с ними встретились и договорились значительно увеличить объём работ. Изначально предполагались очень небольшие изменения — такой, скажем, косметический ремонт. Но музею давно пора было поменяться. И мы поставили себе такую амбициозную задачу.

Такие масштабные изменения происходят в основной экспозиции впервые с 1986 года. На обновление учреждение культуры получило из областного бюджета два миллиона рублей. Сейчас музей ждут уже не столько косметический ремонт, сколько концептуальные изменения.

— Настолько концептуальные, что сейчас музей просто стоит пустой, — сказал Николай Выморков. — Мы решили начать с нуля. В основе нашей идеи — попытка приблизиться к кабинету учёного-энциклопедиста XVIII века, каким был Ломоносов. Не узкого специалиста, а человека, которого интересовало абсолютно всё: и язык, и химия, и физика, и астрономия, и навигация. Мы хотим, чтобы музей стал этаким собранием любопытностей, куда можно прийти и увидеть массу всего, что рассказывало бы и о эпохе, и о самом Михаиле Васильевиче.

При этом, по словам Николая, «нет задачи перевернуть музей».

— Мы хотим сделать его более эффективным, более интересным, любопытным, зрелищным. Чтобы он дарил больше эмоций, — пояснил Николай Выморков. — Мы постараемся максимально раскрыть свои фонды, потому что очень много сокрыто от глаз посетителей. Хотелось бы показать Ломоносова не как застывшую фигуру, памятник самому себе, а как живого человека, вписанного в исторический контекст. Причём не только российский, а мировой.

Отдельная задача — сделать музей более привлекательным для детей.

— Школьников ведь часто возят в музей Ломоносова, — отметил Николай. — Пока я учился в школе, я там был дважды. Хотелось бы, чтобы школьники в этом музее-кабинете учёного могли для себя что-то открыть. И чтобы захотели вернуться и поискать ещё.

После обновления музей будет готов принять туристов в зимний сезон.

Работы в арт-ангаре на Ровдиной Горе. Фото vk.com/rovdinagora.Работы в арт-ангаре на Ровдиной Горе. Фото vk.com/rovdinagora.

Там же, на Курострове, Николай Выморков, не покладая рук, трудится на Ровдиной Горе — в будущем арт-пространстве близ старинной мельницы-голландки конца XIX — начала XX века.

В 2020 году проект «Ровдина Гора» получил поддержку Фонда президентских грантов, министерства культуры и правительства Архангельской области.

Этим летом там открылся волонтёрский центр: добровольцы положили много сил, чтобы привести в порядок старый тракторный гараж. Ещё летом там построили и спустили на воду традиционную лодку-зырянку. Это был первый шаг к созданию «Музея живых лодок».

— Когда я занялся «Ровдиной Горой», я к музею Ломоносова ещё никакого отношения не имел, — рассказал Николай Выморков. — Там изначально у меня было желание сделать ни в коем случае не конкурента музею, а проект, который будет его дополнять, ещё шире показывать достояние Курострова. Мы хотим открыть небольшую экспозицию, которая будет рассказывать о верфи корабельного мастера Степана Негодяева, о способах строительства традиционных лодок и об истории освоения Севера по рекам.