— Кирилл, сегодня «Деловар» — это одно из крупнейших бизнес-сообществ в Архангельске. Что вас объединяет?

— Сегодня наш клуб объединяет более 70 предпринимателей из разных отраслей: от строительства до салонов красоты. Это люди, которые готовы делиться своим опытом и профессиональными знаниями, нацелены на развитие своего бизнеса и предпринимательской среды в регионе.

— Пандемия сильно ударила по бизнесу?

— От коронакризиса пострадал весь бизнес. Но в жизни любого предпринимателя периодически возникают кризисные периоды, и надо быть к ним готовым: уметь работать с рисками, в том числе грамотно управлять финансами, выстраивать взаимодействие с персоналом, чтобы мотивировать их перестроиться на новый формат работы. Мировой бизнес за последние пять лет активно развивается в интернете. При этом у некоторых компаний в Архангельске не было даже своего сайта. В период карантина им пришлось перестраивать бизнес-процессы под онлайн. Да, они перестроились, но упустили время. А это самый ценный ресурс.

— Как вам пришлось перестроить работу в период кризиса?

— Когда рядом команда единомышленников, любой кризис пережить проще. Наш клуб представлен в 17 городах России, есть отделения в Барселоне, в Праге, в Казахстане и Белоруссии. Поэтому мы гармонично перешли в онлайн-форматы, расширив количество экспертов. Любой член клуба мог поделиться своим опытом, спросить совета или просто рассказать о своём бизнесе. Мы также организовали горячую линию для оперативных консультаций, подготовили шаблоны документов по снижению аренды, в ресурсоснабжающие организации, отслеживали всю информацию, систематизировали её и делились с членами клуба. Также мы запустили челлендж «Поддержи наших» в помощь местному бизнесу, кстати, эту идею подхватили и в других городах. Работали с правительством региона по разработке мер поддержки предпринимателей.

— Достаточно комплексный подход…

— Это главный принцип нашего клуба. Мы не кружок по интересам, а интеллектуальное сообщество. К нам приходят люди, которые хотят расти сами и готовы помогать развиваться другим. Это среда, где предприниматель может не только решить свою задачу, например, отладить систему продаж, выстроить эффективную оргструктуру компании с помощью компетенций единомышленников, но и найти партнёра в конкурентах или даже открыть совместный проект. Такие примеры у нас тоже были. Многие приходят к нам учиться общаться — это, пожалуй, самый важный навык в современном мире. Потому если ты не умеешь рассказывать о своём бизнесе, договариваться с партнёрами, общаться с клиентами, ты не сможешь сделать шаг вперёд.

— Что ждёт членов клуба в новом сезоне?

— Мы продолжим развивать систему наставничества — можно из членов клуба выбрать себе персонального наставника, расширим совет директоров — он объединит от 7 до 15 предпринимателей, которые совместными усилиями решают задачу конкретного бизнеса. Будем проводить экскурсии на предприятия, чтобы учиться у коллег, мастер-классы, мозговые штурмы и многое другое. Традиционно наше офисное пространство всегда открыто для членов клуба. Здесь можно работать, проводить встречи или обучение.