Образовался он с десяток лет назад. Все его солистки — жительницы деревни Вершинино — музыкального образования не имеют, но компенсирует это необъятная любовь к народной песне.

Солистка народного коллектива «Зазнобушки» Валентина Фофанова рассказывает: 

«У нас была руководитель Галина Емельянова, она вот ходила по бабушкам, собирала песни, записывала с уст, и с нами разучивала. Мало, конечно, назаписывали, бабушек теперь мало осталось. Раньше вот не дошло, видимо, ни до кого, что так».

Под стать старинной песне у «Зазнобушек» теперь есть и народный костюм. Баской, как говорят сами солистки коллектива. Обновить костюмный фонд артисткам помогла компания МТС. Вместе с кенозерским нацпарком она реализует федеральный социально-экологический проект «Место силы». Его задача — не дать поморской культуре кануть в лету.

Солистки народного коллектива «Зазнобушки» Валентина Фофанова и Мария Подосёнова вспоминают: 

«Сарафаны были потолще этих, и рубашки были старенькие, а сейчас мы такие баские, новенькое всё, всё по размерчику, всё смеряно. Довольны».

Новый народный костюм — реплика одеяния жонок каргопольского уезда Олонецкой губернии конца XIX — начала XX века. К созданию одежды подошли серь`зно — сотрудникам Кенозерского нацпарка даже пришлось поднять архивные материалы.

Главный хранитель музейных фондов Кенозерского национального парка Анна Анциферова рассказывает: 

«Это будет сарафан, нужна рубаха, нужен пояс, как это было в конце XIX — начале XX века, а головной убор — это сорока, и сверху она повязана платком. Это традиционная одежда замужней женщины на Русском Севере в конце XIX — начале XX века».

Пошивом костюма занимался известный в Поморье Николай Терюхин. Интересная деталь — в изготовлении головных уборов модельер использовал даже кусочки антикварной ткани начала XIX века — это часть одеяния служителей архангельского собора, разрушенного в первой половине XX столетия.

Николай Терюхин отмечает: 

«Для этого проекта мы заказали настоящие ситцы. Это не ивановские ситцы. К сожалению, у нас сейчас в России уже не производят ситцы такого качества, поэтому нам пришлось заказывать их в Америке, но они очень хорошего качества и с теми рисунками, что были характерны для конца XIX века».

Соборность — черта русского народа. Так и у зазнобушек помощников появилось немало — в век высоких технологий нашлись те, кто понимает, как важно сохранить северную самобытность.