Восьмёрку новых амбассадоров федерального проекта на 2020–2021 годы определило Агентство регионального развития, которое занимается в Поморье реализацией нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Надежда Лучинина — идеальное лицо бренда: обаятельная, харизматичная, деятельная, постоянно стремящаяся к саморазвитию и готовая делиться опытом. А его более чем за десять лет накопилось немало. Архангелогородка не только учредитель компании «Северная мануфактура», видная представительница креативных индустрий региона, но и бизнес-тренер. В последнее время Надежда погрузилась в изучение эмоционального интеллекта, который, по её мнению, предпринимателям необходимо развивать. В 2018 году она написала книгу «Валенки и грабли. Записки русского предпринимателя».

Почему грабли — понятно: история бизнеса часто — это история ошибок, из которых предприниматель извлёк опыт. Почему валенки, понятно тоже: «Северная мануфактура» выпускает сувениры из экологичных материалов, и валеночки из войлока — одно из самых узнаваемых изделий производства.

Ещё накануне пандемии Надежда Лучинина стала соучредителем проекта частной интерактивной исторической выставки «Тайны Древнего Египта». Коронавирус застал проект на взлёте, но Надежда планирует и дальше осваивать это направление.

Предпринимательница рассказала «Региону 29», почему подала заявку на конкурс «Амбассадор-2020».

— Наверное, в жизни каждого человека наступает момент, когда хочется делиться открытиями, инсайтами и откровениями, — отметила она. — Я считаю, что в профессию предпринимателя важно идти, будучи подготовленным не только с точки зрения знаний и навыков, но и морально. Безусловно, предпринимателю нужно обладать огромным количеством навыков: от элементарных коммуникативных до специфических: финансового планирования, учёта, юридических основ, — но без осознанности в малый бизнес нельзя. Я считаю важным готовить предпринимателей, которые будут качественно, эффективно реализовывать свою миссию.

Надежда Лучинина считает важным популяризировать предпринимательство.

— К сожалению, отношение к профессии предпринимателя в нашей стране оставляет желать лучшего, в то время как предприниматели, по крайней мере, в моей личной истории — это люди-герои, — сказала архангелогородка. — Быть предпринимателем — это колоссальный труд и бесконечная работа над собой. И она требует огромного уровня ответственности, потому что опереться не на кого, кроме себя. Поэтому ты сам для себя должен быть очень надёжной опорой. Чем больше уровень внутренней простроенности и осознанности, тем лучше.

Предпринимательский опыт Надежды Лучининой может особенно пригодиться начинающим творческим предпринимателям. Масштабировать производство или не масштабировать, нанимать работников и учиться делегировать? — всё это архангелогородка проходила.

По словам Надежды Лучининой, расширение масштабов производства только кажется единственным логичным вариантом развития бизнеса.

— Иногда масштабирование может даже погубить изюминку, уникальность бизнеса, — пояснила Надежда. — В этом особенность творческого бизнеса — он зачастую построен на талантах одного человека. Стоит ли масштабировать креативную индустрию — вопрос спорный. Иногда просто стоит остановиться на том, что есть, и работать над качеством и увеличивать ценник, тем самым повышая рентабельность.

Но у «Северной Мануфактуры» — другой путь, потому что компания занимается оптовым производством.

— Мы почти не работаем с розницей, только на ярмарках, — отметила Надежда. — А чтобы работать как оптовик, нужно давать объёмы. Поэтому в нашем случае есть потенциал к масштабированию. Мы работаем в этой нише, иногда преодолевая себя, с колоссальными энергетическими затратами, но нам это подходит.

То же самое — с делегированием полномочий. По опыту Надежды, это необходимо далеко не всем.

— Надо очень чётко понимать, в какую историю вы идёте, какова рентабельность вашего бизнеса, — рассказала она. — От этого зависит то, сколько у вас впоследствии будет персонала и кому вы, соответственно, сможете делегировать свои функции. Если бизнес с низкой маржинальностью, с низкой рентабельностью, и он построен на том, что вы принимаете большое участие, то многие вещи делегировать не удастся. Сейчас мне, слава Богу, удалось делегировать производство, отчасти продажи и отчасти управленческие функции. Но всё равно контроль остаётся за мной. Руками я сейчас, к сожалению, почти не работаю. Очень мало времени. Я в основном ушла в интеллектуальную работу, работу с эмоциональным интеллектом, работу бизнес-тренера.

Пандемия не прошла даром для «Северной Мануфактуры».

— Сначала нас спасали маски, — поделилась Надежда Лучинина. — Два месяца мы продержались на них, зато потом спрос резко упал, и три месяца лета просто не было дохода. Сейчас пытаемся справиться. У нас уже полным ходом идёт подготовка к Новому году.