Артисты балета из Москвы приехали в Архангельск в рамках федеральной программы «Большие гастроли». В программу гастролей на сцене архангельского театра драмы вошли три постановки в редакции известных балетмейстеров — народных артистов Наталии Касаткиной и Владимира Василёва — «Золушка», «Сотворение мира» и «Дон Кихот». Кстати, накануне старта «Балетных сезонов» в Архангельске спектакль про испанского идальго уже сыграли в Северодвинске.
Основатели театра — сами в прошлом прославленные артисты балета. Наталия Касаткина много лет была характерной солисткой Большого театра, а после ухода оттуда в 1977 году вместе с мужем, танцовщиком и балетмейстером Владимиром Василёвым основала театр классического балета, известный в мире под названием Moscow Classical Ballet.
Творческий и супружеский союз Касаткина-Василёв взяли за правило: «Все жанры, кроме скучного!». Легендарные классические балеты они преподносят зрителю в формате «лайт»: сокращая, удаляя затянутости, уточняя некоторые сюжетные линии и характеры. Например, тогда как классическая «Спящая красавица» идёт пять часов, балет в их редакции — два. Вот и «Золушка», которую архангелогородцы увидели в первый день гастролей, прошла, как один миг. И в собственном либретто балетмейстеров было много неожиданностей.
Перед началом спектакля с журналистами пообщалась главная волшебница всей сказки — ведущая солистка театра Алиса Воронова, которой в это вечер впервые довелось исполнить партию феи крёстной.
— Эту партию я сегодня исполняю впервые, у меня будет премьера, — рассказала Алиса Воронова. — Это образ, который несёт добро. Фея делает сказку, благодаря фее начинается сказка, начинается волшебство. Поэтому сегодня вcё должно быть максимально волшебно, красиво и сказочно. Потому что в первую очередь «Золушка» — это сказка для детей и для взрослых. И очень хочется, чтобы зрители поверили в эту сказку и на минуту забыли обо всех проблемах и неприятностях.
Галина Гармаш и Алиса Воронова.В составе труппы на гастроли приехал и заслуженный артист России, обладатель гран-при международного конкурса артистов балета имени Григоровича, лауреат конкурсов «Московские дебюты» и «Душа танца» Николай Чевычелов. Ведущий солист перетанцевал все главные партии в спектаклях театра, но на роль принца в «Золушке» уже подготовил как педагог своего ученика Гаджимурада Дааева. Сам Николай Чевычелов в театре Касаткиной и Василёва с 1998 года.
— Я люблю этот театр, — рассказал ведущий солист. — Не буду скрывать — пытался уехать в Европу. Приходил проверяться и в Большой, и в Станиславского… Но когда пришёл в театр Наталии Дмитриевны и Владимира Юдича, понял, что это моё место. Здесь потрясающая атмосфера и обстановка, здесь всегда молодым дают танцевать, если видят, что они перспективны. Наталия Дмитриевна и Владимир Юдич умеют выбирать из толпы личность. Наш театр всегда славился тем, что здесь из самого обычного мальчика или девочки можно вырастить звезду. И они всегда дают этот шанс. Им огромный низкий поклон.
Николай Чевычелов.На «Золушке» зал по преимуществу был заполнен (хоть и с 50-процентной рассадкой) взрослыми женщинами и маленькими девочками. В редакции театра Золушка не сирота: её отец жив, как и в пьесе Евгения Шварца, и свое право на волшебное чудо трудолюбивая девочка заслуживает своей добротой. Потому что первая проявляет участие к фее, переодетой нищенкой.

Сестрицы Золушки, несмотря на изящество артисток балета, до смешного нескладны — настолько, что и сердиться на них неохота. Зато мачеха — тот ещё манипулятор: в ход идут притворные обмороки и истерики, которые балетмейстеры изобретательно обыграли хореографией.

Самое неожиданное прочтение получил долгожданный бал во дворце короля. На нём преобразившаяся Золушка и принц, очарованный ею с первого взгляда, долго не могут остаться наедине: мешает то учитель танцев, то комичное трио других принцев — из Испании, Японии и… Чукотки!
Принц Чукотки.С ними после бала зрители встретились ещё раз, когда принц отправился искать таинственную незнакомку по всему белу свету. Правда, попытки примерить туфельку испанской или японской принцессой были встречены в штыки, а вот чукотская, кажется, была и не против покинуть холодные края с заграничным принцем.
Как бы то ни было, туфелька всё равно вернулась к хозяйке, и сказка закончилась уже без всяких неожиданностей.

Сегодня архангельских зрителей ждёт балет «Сотворение мира». Роль Евы в нём исполнит ведущая солистка театра Галина Гармаш, а Адама — Николай Чевычелов.
— Это один из моих любимых спектаклей, — рассказал ведущий солист. — Без ложной скромности скажу, что за всю историю театра станцевал все три партии — и Бога, и чёрта, и Адама, поэтому опыт колоссальный. Спасибо Наталии Дмитриевне и Владимиру Юдичу за то, что приходили и досконально показывали все три партии: по жестам, по взглядам, вплоть до мелочей, до вздоха.
Фото Артёма Келарева.













