Первый — премьера спектакля «Золочёные лбы» по сказке Бориса Шергина. А второй — бенефис его режиссёра — художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств России Дмитрия Лохова, которому в сентябре исполнилось 70 лет.

Почтенный юбиляр в свой бенефис хулиганить изволил: развернул на сцене родного театра свой любимый балаган. Жанр спектакля в традиции балаганного театра, к которому режиссёр не раз обращался в своих легендарных постановках — в том же «Хамлете, датском принце», — режиссёр определил как «Картинки из жизни невкоторого осударства». 

Эти картинки показывают, что хошь не хошь, а дружить простому мужику с царём-осударем не получится. Вот мужичонко Капитонко царя спас и думал через то с ним дружбу завести. Да царь его, добра не помня, в кутузку засадил. И вот тогда-то находчивый мужик над осударем-амператором потешился: царице с дочкой и мамкой обещал лбы золотить, а на самом же деле — смолой вымазал!

Капитонко.Капитонко.

Героем-рассказчиком потешной истории выступил обаятельный царицын адъютант-гармонист, которого сыграл Илья Логинов. Фальш-гармонь в его руках и нежится, и вертится, и играет, как проказливая царица, выдавая то еврейскую тум-балалайку, то французскую шарманку, то только потом — «Из-за острова на стрежень».

Илья Логинов.Илья Логинов.

Центральная тема балаганного действа — отношения власти с народом. С одной стороны, и власть, и народ в спектакле воплощены в конкретных образах — царя и Капитонки. С другой стороны, царь в постановке не страшный, человечный, и ничто человеческое — ни питьё, ни депрессия, — ему ни чуждо. Его очень «вкусно» играет заслуженный артист России Ростислав Киселёв. 

На первом плане — Ростислав Киселёв.На первом плане — Ростислав Киселёв.

Другая власть пострашнее будет, потому что обезличенная, — радио: всё видит, а сама не показывается. Живого представителя народа, Капитонку, — неказистого, но гордого и сообразительного — играет Анатолий Шкляев. Но есть в спектакле и собирательный образ народа — гирлянда из баб и мужиков на коромысле: каждый на своей верёвочке, но на одном основании. Легки в управлении — хорошо и слаженно бросаются в пляс и кланяются.

Художник-постановщик спектакля — друг театра из Санкт-Петербурга Алевтина Торик — постаралась на славу. Особенно удался бутафорам театра ероплан, на котором через зрительный зал пролетают царь с чиновником-начальником. Здесь и элемент интерактива: чтобы агрегат летел, нужна помощь зала в кручении-верчении пропеллера. И, как говорит гармонист-рассказчик, «пока они по поднебесью пролетают, народ веселится».

И здесь, и в финале взрослый зритель — а именно для него и поставлен спектакль, — если захочет, найдёт много подтекста. Как не посмеяться над начальниками-дураками, которым тоже бы надо лбы золотить?

В финале из невозмутимого радио прозвучало уже всем желанное объявление: «Начинается чествование юбиляра». На сцену вывезли кукольный стол с самоваром, усадили аменинника, пригласили чествователей. Затейники-кукольники, по-северному окая, в шергинскй манере зачитали поздравления от областного министерства культуры. 

Прозвучали и другие поздравления: от Союза театральных деятелей — российского (лично от народного артиста Александра Калягина) и местного. Не телеграммой, а лично юбиляра поздравили худрук Архангельского молодёжного театра Виктор Панов и «инкогнито из Петербурга» — коллега-кукольник, народная артистка России Тамара Волынкина.

Тамара Волынкина.Тамара Волынкина.

— Для меня он — победитель, — сказала она. — Ну, представьте себе: столько быть высокохудожественным руководителем театра! У этого театра — столько-столько всяких наград — страшно подумать! Все стены завешаны. Его актёров знают в России. Победитель — и делает победителей. И давно уже победил свою Светочку Владимировну Михайлову — она родила ему чудесного сына. Ну, как не победитель? Кругом победитель!

Дмитрий Лохов.Дмитрий Лохов.

Сам виновник торжества со сцены сказал скромно:

«Спасибо всем, спасибо зрителям, спасибо театру, в котором мы служим уже много лет. Спасибо всем людям, с которыми довелось встретиться, — удивительные, талантливые, умные люди. И театральные, и не только. Спасибо!».