Композиция, которую мастера окрестили «Портовые грузчики», расположилась напротив гостиницы «Пур-наволок». На самом деле, это не скульптурная группа, а скульптурный дуэт — команда во главе с художником Александром Менуховым вырезала из дерева двух простых работяг. 

Один — светловолосый молодой детина — тащит две струганные доски на плече, другой — постарше и посолиднее, с окладистой бородой, катит бочку с треской. Бочка, кстати, — старинная. Её мастера искали по объявлениям.

Прообразы своих героев Александр Менухов нашёл на фотографиях Якова Лейцингера, сделанных в начале XX века. Таким образом, у «Сборной Тайболы» получилась серия из четырёх арт-объектов, посвящённых старому Архангельску 1900-х: его горожанам, знаменитым и безымянным, и жизни, которой он жил. 

— Сам старый дореволюционный Архангельск и есть наш герой, — отметил Александр Менухов. — Я постарался показать все слои общества. Это вот — портовые грузчики: доски продают иностранцам, треску катают…

Александр Менухов.Александр Менухов.

В эту деревянную серию вошли объекты «Фонарщик», «Экспедия Георгия Седова», «Фотостудия Якова Лейцингера» и последние «Портовые грузчики». Первая же постройка арт-бригады на набережной, «Окно в Арктику», стоит несколько особняком, но так и было задумано: его умельцы возвели, скорее, в дополнение к малым архитектурным формам и скамейкам на Красной пристани.

Прохожие скульптурой и реальными работягами, которые её устанавливают под пронизывающим ветром, интересуются. Спрашивают, будут ли ещё объекты? Набережная-то длинная, места много.

Илья Кузубов.Илья Кузубов.

Но это финальный аккорд проекта. Зато впереди другие. Отец-основатель фестиваля «Тайбола» Илья Кузубов планирует создать его «Расширенную вселенную».

— Нас знают по фестивалю, но нам хочется развиваться, причём в разных направлениях, — рассказал Илья Кузубов. — Первое — Taibola Norge — российско-норвежское некоммерческое партнёрство. Мы надеемся когда-нибудь запустить свою арт-резиденцию в городе Вардё. Есть Taibola House — дом, который осталось только отремонтировать. Taibola Hub — это то, как я вижу фестиваль и всё наше движение через пять-десять лет, — это такие выездные арт-резиденции по всему миру. Ну, и Taibola Workshop — это наша мастерская, которую мы параллельно со всеми этими стройками постоянно обустраиваем. То помещение, которое нам удалось найти с кровью и потом, нам досталось с нулевым ремонтом: без пола, с щелями толщиной в палец. И пока мы трудимся здесь, ещё пара человек денно и нощно трудится там, чтобы зимой у нас было, где работать. Как только у нас появилось своё место, сразу же появилась и возможность браться за более серьёзные проекты. Если мы его оборудуем как хотим, то, наверное, сможем ещё больше: через год будем уже не деревянными мужчиками заниматься, а монументальными строениями из арт-бетона и других серьёзных материалов.