Санкт-петербургская фирма «Союзпроектверфь» передала северодвинскому «Севмашу» копии двух генеральных планов предприятия 1936 и 1939 годов. Как сообщает пресс-служба завода, по оригиналу первого генплана 85 лет назад проектант докладывал Сталину о том, как будет выглядеть будущий судостроительный завод на севере страны.
По мощностям предприятие должно было соответствовать двум крупным верфям Николаева. Два генплана, переданные проектной организацией, позволяют изучить процесс изменения в проектировании Севмаша. Согласно первой схеме, на территории завода были предусмотрены два огромных эллинга с наливными доками и горизонтальными стапелями. Постройки Николо-корельского монастыря предполагалось снести, а на их месте построить основные заводские сооружения. На соседнем берегу, через акваторию, предполагалось открыть судоремонтную базу предприятия с сухими доками. Сейчас там находится Центр судоремонта «Звёздочка».
После проведения подробных изыскательных работ промышленную площадку сместили вниз по течению реки, где сегодня и находится Севмаш. Здания монастыря сохранили. В 1939 году в связи с тем, что по постановлению правительства предписывалось сократить проектную мощность завода, был выпущен новый генплан верфи. Ряд объектов из него исключили. Так, демонтированы открытые стапели с наклонным спуском, как не оправдавшие себя в суровых климатических условиях, не построены трёхкилометровые моллы, ограждающие выводной канал. Но даже несмотря на изменения, Севмаш сегодня является самым крупным судостроительным предприятием страны.
Напомним, что строительство судостроительного завода в Архангельской области началось в 1936 году. Официальной датой начала производственной деятельности «Севмаша» считается 21 декабря 1939 года — день закладки на стапеле первого корабля, линкора С-102 «Советская Белоруссия» по проекту 23.
Генеральные планы будут храниться в музее предприятия. Познакомиться с ними подробнее можно в журнале «Завод».