В 2020 году проект верфи стал победителем в конкурсе на соискание грантов губернатора Архангельской области. Место уникальное — это настоящий живой эллинг, гости которого не только знакомятся с историей кораблестроения на Севере, но и своими глазами могут увидеть, как строятся реплики поморских судов. Сейчас здесь сроится первое судно — коч.
— Современный Северный морской путь — это походы поморов XV–XVII веков на Енисей, Обь, на Новую Землю и остров Грумант, — пояснил директор по развитию судостроительного кластера Архангельской области Глеб Плетнёв. — Поморский коч стал судном, с помощью которого в своё время была определена северная граница государства Российского до Берингова пролива. На кочах ходили Семен Дежнёв и Ермак.
Округлая форма судна позволяла его команде с минимальными усилиями вытаскивать коч на лёд и докатывать до свободной воды. Суда, построенные на верфи, будут соответствовать историческим оригиналам, но оснащены в соответствии с современными требованиями безопасности и комфорта. Заключение классификационного органа подтвердило годность судна к плаванию в прибрежной зоне арктических морей.
— Для Архангельской области это будет очень востребованный туристический продукт, если на таких традиционных судах, но уже в современном исполнении турист сможет посетить наиболее красивые места Архангельской области, в том числе Соловки, Онежскую губу. Уверен: уже в 2023 году, когда на воду спустят первый поморский коч, у нас не будет отбоя от туристов, — отметил Александр Цыбульский.
По словам главы региона, правительство области продолжит поддержку проекта.
Интерес к традиционном поморскому судну проявляют и рыбаки: прицениваются, сравнивают с предложениями на рынке современного рыболовецкого судостроения. Так что не исключено, что обновлённые поморские суда могут выйти на промысел, как и прежде.