Трансарктическую магистральную подводную волоконно-оптическую линию связи Мурманск-Владивосток «Полярный экспресс» строят для обеспечения непрерывной скоростной связью порты Севморпути. Развитие Арктики подразумевает их активное использование при трансарктическом грузообороте. Тысячи километров оптоволокна должны передавать большие данные (big data) о грузах каждого терминала. По всем портам Северного морского пути планируют общую сквозную сетевую инфраструктуру. Данных должно быть очень много и одними только спутниками тут не отделаешься, выйдет слишком дорого. Настолько, что дешевле проложить по дну некомфортного для таких строек океана 12 650 километров линии связи.

Как рассказали представители минтранса РФ на пресс-конференции 20 апреля, строительство стартует уже в июне 2021 года. На первом этапе строители соединят первую береговую станцию в Мурманской области (Териберка) с портом Амдерма (НАО). Обеспечивать стройку будут девять судов, включая два кабелеукладчика. На самых сложных участках кабель будут заковывать в броню (с усилением на разрыв 50 тонн). Завершиться мегастройка должна уже в 2026 году. Заложенная ёмкость линии позволит передавать данные со скоростью 100 терабит/сек.

Представленная минтрансом схема не подразумевает включения Архангельска в информационный канал обеспечения работы Северного морского пути. Это поднимает вопросы о роли столицы Поморья в глобальном проекте СМП. Разумно ответить на них может только включение новой информационной магистрали в существующую международную инфраструктуру, что пока не гарантировано сложными международными отношениями.