Молодой актёр Кирилл Зайцев — тогда ещё не пришло время «Движения вверх» и «Серебряных коньков» — загорелся идеей снять фильм по мотивам повести писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева ещё в 2015 году. Всё началось не с кино, а театра. Со спектакля Игоря Коняева в Рижском русском театре имени Чехова.
— После того, как я окончил мореходную академию имени адмирала Макарова в Санкт-Петербурге — это, кстати, ещё одна причина, почему мне так нравится Архангельск: потому что я по первому образованию — штурман-судоводитель, — я решил стать актёром, — поведал Кирилл Зайцев. — И судьба меня занесла в Ригу — на курс к Игорю Григорьевичу Коняеву и Елене Игоревне Чёрной. Все актёры, которых вы увидите в фильме, — учились на этом курсе. И Игорь Григорьевич поставил спектакль «Сашка». После этого наш Сашка — Иван Клочко — написал сценарий и предложил мне снять фильм. Я к тому времени уже снимался в Москве, но понял, что не могу этого не сделать. Но кино, вы понимаете, без денег невозможно снять…
Тут в истории появился генеральный продюсер продюсерского центра «Мувистарт», директор молодёжного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин. Он поверил, что режиссёр-дебютант не только горит идеей, но и может осуществить её.
— Нас привлекло, что Кирилл договорился с правообладателями, пригласил звёзд нашего кино — оператора Владимира Климова, художника-постановщика Ираиду Шульц, художника по костюмам Сергея Стручёва, — рассказал Дмитрий Якунин. — Это классики нашего кино, лауреаты «Ники», «Золотого орла» и других ведущих премий. Нам очень захотелось принять участие в таком масштабном проекте, поработать с такой съёмочной группой именно на коротком метре. Мы посчитали, что этот проект открывает новую веху в индустрии короткометражного кино. А лично мне, как историку по первому образованию, хотелось участвовать в таком исторически важном проекте. Спектакль в Рижском театре получил восторженные отзывы зрителей, и то, что к съёмкам подошёл уже сформированный ансамбль, тоже сыграло в пользу проекта.
Вторым продюсером проекта стал руководитель представительства Союза кинематографистов в Архангельской области, коммерческий директор студии «Инфильм» Анатолий Конычев. Основные съёмки картины прошли в марте 2020 года в деревне Кучепалда Каргопольского района Архангельской области.
— Логистика, конечно, съела часть бюджета, но мы бы вряд ли нашли где-либо ещё такую уникальную локацию, — отметил Дмитрий Якунин. — В заброшенной деревне Кучепалда нам не надо было «фактурить» дома — они и так выглядели, как после военной бомбёжки. В прошлом году в средней полосе не было снега, и в Архангельской области мы его нашли. В съёмках приняли участие не только мэтры кинематографа, но и кинематографисты из Архангельска, которые получили опыт на съёмках сериала «Эпидемия» и других проектах. Вся команда показала себя очень профессионально.
Правительство Архангельской области тоже оказало поддержку кинематографистам. И на премьере зрителей и Кирилла Зайцева от лица главы региона поприветствовал замгубернатора по молодёжной политике Сергей Пивков.
— Сегодня мы наконец сможем насладиться режиссёрским дебютом очень талантливого актёра театра и кино Кирилла Зайцева, — сказал он. — Мы много слышали об этом фильме. И, прежде всего, то, что основной его линией является не только мужество и героизм наших солдат, но и сострадание, умение в самых нечеловеческих условиях оставаться людьми. Я думаю, это как раз те чувства, которые очень характерны для наших людей.
На премьере собрались и московские, и архангельские кинематографисты, и северяне, которые не имея киношного образования, стали частью съёмочной группы. Например, буфетчица Лидия Петухова.
«Сашка» — это, конечно, военная драма. Но это фильм не про войну, а про мир, про поиск взаимопонимания между людьми, про то, что самые важные слова звучат похоже на разных языках.
В начале войны молодой солдат Сашка спасает противника — такого же парня, как он. Тот сразу говорит: «Я не фашист, я немецкий солдат». Немец боится, что Сашка его пристрелит, но солдат говорит: «Мы — не вы». И листовку показывает, в которой сказано, что советские воины пленных не расстреливают.
— Пропаганда, — отвечает немец.
— Это у вас пропаганда, а у нас — правда, — говорит наш парень.
Этот диалог точно в 1940-х происходит? А то больно похоже на сегодня...
Сашка решает вести пленного в штаб. Так начинается их сближение. Первая стадия — умывание в ручье. Потом — перекур. Слова mama и liebe не нуждаются в переводе. У обоих парней на бережно хранимых фотокарточках — одинаково хорошенькие немецкая фройляйн и русская Зинка.
Комбат (его-то и играет Кирилл Зайцев) тоже понимает, что такое любовь. Свою liebe он как раз собирается хоронить, когда Сашка приходит с немцем. Обезумевший от горя, он велит пленного расстрелять, и тут Сашка оказывается на перепутье между приказом и милосердием, долгом и честью. Но в финале человеческое в человеке торжествует.
— Война — это чудовище, которое вынимает все хорошие и плохие стороны из людей, — сказал Кирилл Зайцев после показа. — И народы тоже нельзя делить на «чёрное» и «белое». Этих двух молодых парней, один из которых студент, а второй мог бы вести в деревне хозяйство со своей Зинкой, забрасывает в этот ад, и они почему-то должны друг друга убивать. И вот эта ненависть, которая провоцируется и подогревается, — мы должны сделать всё, чтобы этого больше не допустить.