Свой вечерний музейный променад мы начали с площади Ленина, 2. Там мы задержались, потому что в музее ИЗО открылась очень любопытная выставка — «Лоскутная мозаика». Известнейший северодвинский живописец и монументалист Валерий Саков представил публике результат пандемийного эксперимента — плакатно-яркие, но философские по содержанию картины в новой для него лоскутной технике. В дополнение к тому, что это очень красиво, это ещё и экологично: чистой воды ресайклинг.

— Весь прошлый год я просидел в самоизоляции, — рассказал художник о рождении проекта. — Краски у меня кончились, холстов тоже практически не было. И я попробовал испытать новые материалы. Очень много выбрасывается картона — из-под телевизоров, из-под холодильников. Он такой толстый и прочный. Я сшивал несколько листов картона, а потом натягивал на них ткани различные. Старой одежды ведь полно — всякие рубашки, костюмы, перчатки, носки… Всё пошло в дело. Мне понравилось, что эти кусочки ткани очень цветные, причём этот цвет уже готовый, надо только скомпоновать. Ну, и ещё тему придумать нужно, а потом развивать её на картине. В принципе, не сложно. Даже ребёнок справится. 

Выставка неслучайно называется «Лоскутная мозаика». 

— Мозаика ведь бывает разная — из камушков, из дерева, из цветов даже бывают мозаики, — сказал Валерий Саков. 

Валерий Саков.Валерий Саков.

Не долго думая, художник провёл для первых посетителей вернисажа экскурсию. Так, на одной из лоскутных картин художник изобразил Земной шар. Хотя одна из посетительниц предположила и даже настаивала, что это голубая радужка глаза художника.

— Вообще-то у меня глаза серые, — сказал Валерий Саков. — Нет, это Земля в космосе. В этом круге существует своя особая жизнь.

На одной из картин художник изобразил свою сестру Веру. А рядом с Землёй — крупную красную рыбину и быка, который нюхает цветочки.

— Сейчас год быка у нас, и поэтому я нарисовал быка, чтобы показать, что он совсем не злой, а дружелюбный, и нюхает даже ромашки, — сказал художник. — Это символ доброты и любви к красоте.

Валерий Саков.Валерий Саков.

На панно «Ожидание зимы» пошли старые перчатки. А вратарю с одноимённой картины достался другой предмет одежды художника.

— Это голкипер, вратарь, — добавил Валерий Саков. — Я пожертвовал свои трусы ему. 

Одна из работ посвящена древнему Египту. Вдохновением послужила наволочка с соответствующим сюжетом и сами египтяне, которые «организовали диалог между космосом и Землёй».

Одна из центральных картин выставки — «Дерево любви». На этой дереве растёт то самое яблоко. Но то, что Адам его надкусил, художник связывает не с грехопадением, а с зарождением любви на Земле. С помощью лоскутков художник выстраивает свою внутреннюю мифологию, пишет свою собственную сказку.

— В море очень много ракушек, — рассказал Валерий Саков, показывая одноимённую картину, — это домик для маленьких улиточек, но там, по поверьям, живут ещё и русалки. И вот я решил нарисовать такую золотистую ракушку. В планах ещё нарисовать русалку. 

А в картине «Лист» художник пытался разгадать мировую тайну, имя которой — фотосинтез.

— Из маленького зёрнышка вырастает огромное дерево, и вся планета становится цветущей, — отметил Валерий Саков. — Без зелени, без листочков, Земли бы не было, ничего бы не было вообще. Сейчас многие думают, что нужно, чтобы Марс стал зелёным. Тогда и жизнь на Марсе бы появилась, и все бы туда рванули на космических кораблях с рюкзаками. Не в Крым, не в Египет, а на Марс.

А другая картина — «Лукошко»: ягод в нём хватило бы, чтобы наварить варенья на всех жителей Земли.

Рассматривать лоскутные мозаики одно удовольствие, но мы отправились дальше. В музее Писахова наткнулись на очередь. Ещё бы! «Ночь музеев» здесь сегодня не просто главная музейная ночь года, а возвращение на круги своя. Ведь музей был много лет закрыт и, соответственно, и «Ночей» никаких не было. Во время акции многие архангелогородцы воспользовались случаем впервые побывать в гостях у живописца и сказочника после ремонта.

Северный морской музей раскинул свои площадки не только внутри, но и снаружи, на Красной пристани. На причале № 108 стоял теплоход «Коммунар», который теперь принадлежит музею. А на входе в Севмор развернулась настоящая палатка полярника. Её у музея установили партнёры — национальный парк «Русская Арктика».

Внутри гостей встречал настоящий полярник с завидной бородой — сотрудник нацпарка Михаил Корельский, за плечами у которого 40 посещений Северного полюса. Хотя каждый раз, по словам Михаила, как в первый раз.

— Здесь есть всё необходимое для жизни, можно хоть сейчас оставаться жить, — рассказал про палатку сотрудник нацпарка. — При экстремальных температурах я, конечно, не жил в такой палатке, но мои коллеги на острове Алджера жили в ней два полевых сезона. Здесь спокойно могут разместиться четыре человека.

Михаил Корельский.Михаил Корельский.

В самом же музее посетителей встречала интерактивная экспозиция «Территория смелых» — «домик полярника» советского образца. Посетители «Ночи музеев» смогли сделать там атмосферные фотографии перед тем, как выставка отправится на ледокол «Красин» в Санкт-Петербург.

А на первом этаже музея актёр Архангельского театра кукол и студии «Понарошку» Илья Логинов собрал полный зал на премьере моноспектакля о Летучем Голландце. В программе были пиратские песни.

Из Севмормузея мы, конечно, отправились в Гостиные дворы. Там тоже всего было довольно — и музыки (в исполнении группы ANA во главе с Анастасией Рычковой), и мастер-классов (например, по изготовлению моржа в технике «оригами»), и новых выставок.

Атмосферности «Ночи музеев» в Гостинках, как всегда, добавляли участники клубов исторической реконструкции. Например, ребята из военно-исторического клуба «Северная Двина» высадились на выставке «Студёное море. Северные рубежи», посвящённой освоению и обороне Поморья.

В одном из четырёх залов на вопросы посетителей с готовностью отвечали юноши в форме солдат Первой мировой войны и девушка в облачении сестры милосердия.

— На мне форма солдата Российской империи. По погонам — 17-й Архангелогородский полк, — рассказал Роман Тюленев, одетый в форму пехотинца, с оригинальной гранёной винтовкой Мосина в руках. — Винтовка 1913 года, стояла в вооружении царской армии. Здесь даже клейма сохранились, хотя в большевистской России старались их стирать. 

Роман Тюленев.Роман Тюленев.

— А на мне форма рядового полка генерала Маркова, формирования Белой армии. Они находилось на Юге России, на Севере их не было, — добавил Владислав Давыдов.

Владислав Давыдов.Владислав Давыдов.

На «Ночь музеев» реконструкторы принесли артефакты из своей коллекции, которой и музей бы не погнушался.

— Здесь ничего музейного нет, — рассказал руководитель клуба «Северная Двина» Иван Соловьёв. — Музейное всё под стёклами. Для того, чтобы это всё собрать, нужно достаточно времени и средств. И, конечно, знание предмета — чтобы не купить фуфло. Есть барахолки, интернет-магазины. К сожалению, в Архангельске до сих пор не нормального блошиного рынка, как в Москве или в Питере, где за шапку сухарей можно купить предметы, которые в интернете стоят несколько тысяч. Вот буквально вчера нам по почте пришли два дореволюционных солдатских котелка. Что-то находим сами на местах боёв, по разным брошенным домам. А ещё сами варим, пилим, строгаем, лудим… Вот, например, ремень Владислав сам себе сшил.

Иван Соловьёв.Иван Соловьёв.

Одним из главных событий музейной ночи в Гостиных дворах стало открытие выставки, посвящённой столетию физика, правозащитника, лауреата Нобелевской премии мира Андрея Сахарова. Передвижную стендовую выставку в Архангельск отправил Архив и мемориальная квартира академика. В год его столетия такие выставки открываются по всей России.

Первые посетители выставки неожиданно попали на... лекцию по физике от доктора физико-математических наук, проректора САФУ по инновационному развитию Марата Есеева. Те, кто оказался к такому повороту не готов, продолжили путь. Благо, музейная ночь была ещё в самом разгаре. А с ней - и другие лекции, и экскурсии, и спектакли, и показ мод. Но и набережной было, на что посмотреть - солнце как раз клонилось к закату, оставляя на Двине широкую золотую дорожку.