Эксперты «Ростелекома» рассказали представителям крупнейших государственных и коммерческих организаций города о новых киберугрозах. Они также поделились практическими советами о том, как выстроить эффективную киберзащиту, вложив средства только в те ИБ-инструменты и сервисы, которые действительно необходимы.
Ежегодно количество компьютерных атак на российские компании растёт, а техники злоумышленников становятся всё более продвинутыми. Так, в 2020 году в Северо-Западном федеральном округе специалисты центра противодействия киберугрозам Solar JSOC «Ростелекома» зафиксировали 204 тысячи киберпреступлений. Наибольшее количество инцидентов было связано с распространением вредоносного ПО (вирусов, троянов, шпионского ПО и тому подобное) и эксплуатацией уязвимостей веб-приложений (веб-порталов, электронной почты, личных кабинетов и так далее). Кроме того, в 2020 году в регионе фиксировался самый высокий процент DDoS-атак. Их доля составила 10 процентов при том, что в среднем по стране этот показатель равнялся шести процентам.
По оценке «Ростелекома», только 16 процентов компаний способны эффективно сопротивляться хакерским атакам. Среди ключевых проблем, которые мешают самостоятельному противодействию современным угрозам: нехватка персонала, высокая стоимость лицензий на средства защиты, отсутствие возможности мониторинга в режиме 24/7 и разноплановой экспертизы.
При этом киберпреступное сообщество неоднородно по уровню квалификации и сложности инструментария. Сегодня эксперты «Ростелекома» выделяют пять уровней злоумышленников: автоматизированные системы, киберхулиганы, киберкриминал, кибернаемники и проправительственные группировки.
Для эффективной ИБ-защиты организации нужно понимать, какие именно хакеры могут её атаковать. Исходя из потенциальной угрозы, «Ростелеком» может предложить заказчику базовый мониторинг инцидентов — готовый сервис MSS ERA. А компании, владеющие КИИ, можно защитить силами экспертов крупнейшего российского центра мониторинга и реагирования на кибератаки Solar JSOC.
Что касается базовых технических средств защиты, то и здесь компании выгоднее и проще приобрести сервис по подписке, нежели покупать дорогостоящие ИБ-решения в собственное владение и нанимать штатных специалистов для их обслуживания. В качестве альтернативы специалисты «Ростелеком» предлагают использовать платформу управляемых сервисов кибербезопасности Solar MSS, которая включает технологии для защиты различных сегментов инфраструктуры. Сервисный подход позволяет существенно снизить затраты на обеспечение ИБ — экономия в этом случае достигает 40 процентов.
С помощью сервисов кибербезопасности можно защитить корпоративную почту от вредоносного ПО, спама и фишинговых рассылок, каналы связи — от несанкционированного перехвата информации, сайт компании — от взлома и DDoS-атак, её ИТ-периметр — от сетевых угроз, способных привести к полной компрометации ресурсов и конфиденциальных данных, остановке бизнес-процессов и хищению денежных средств.
Помимо внешних угроз, существуют еще и внутренние. На фоне пандемии впервые с 2017 года эксперты «Ростелекома» зафиксировали рост количества внутренних нарушений ИБ, половина которых была связана с утечками данных. Причем 60 процентов подобных действий совершают рядовые сотрудники компаний. Защититься от внутренних угроз помогают DLP-системы. Например, Solar Dozor от «Ростелекома» позволяет эффективно блокировать передачу защищаемой информации, выявлять признаки корпоративного мошенничества, заниматься профилактикой инцидентов и контролировать рабочее время сотрудников.