Как сообщает «Правда Севера», разгрузка производится на площадке в ангаре, откуда мусор попадает на сортировочный транспортёр. Далее из общей массы в ручном режиме отбираются полезные фракции. 17 мая 2021 года комплекс был впервые запущен в рабочем режиме. Из 100 контейнеров для разборного сбора мусора, установленных в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске, сюда привезли 22 кубометра ТКО. По словам исполнительного директора компании Сергея Литвинова, мощности предприятия позволяют обрабатывать до 30 тысяч тонн раздельно накопленных отходов в год с выделением до 90 процентов полезных фракций.

— На данный момент мы отсортировываем восемь фракций: белое и тёмное стекло, ПЭТ-тару, полипропилен — одноразовую посуду, — жесть, алюминий, бумагу и картон. Отдельно операторы сортируют пробки от пластиковых бутылок, — отметил Сергей Литвинов. — В перспективе планируем довести количество отбираемых фракций до 25. Сотрудникам нужно набраться опыта.

А пока старые одеяла, ветошь и случайно попавшие пищевые отходы — всё то, что не подлежит вторичной переработке, но что горожане складывают в специализированные контейнеры для раздельного сбора мусора, движется по ленточному транспортёру и поступает в пресс-компактор.

– В отличие от технологии Архангельского мусороперерабатывающего комбината, где так называемые «хвосты» поступали прямиком в мусоровоз и вывозились на архангельский полигон, мы неперерабатываемые отходы сначала прессуем, — рассказывает Сергей Литвинов. — Это позволяет уменьшать их в объёме более чем в пять раз. И только потом отходы отправляются для захоронения на архангельский полигон.

Полезные фракции также будут спрессованы, упакованы в специальные тюки и отправлены на дальнейшую переработку — сейчас предприятие ведёт переговоры с несколькими переработчиками как в Архангельской области, так и из других регионов.

Терсхему ждут изменения

По словам заместителя председателя правительства Архангельской области Евгения Автушенко, для Архангельской агломерации новый мусоросортировочный комплекс — проект знаковый. И прежде всего потому, что это полностью бизнес-проект: от идеи до закупки оборудования и запуска сортировки прошло два месяца.

– Каких‑либо дотаций от государства инвестор не получает, на тарифе для населения его создание никак не отразится, — отметил он. — Это пилотный проект бизнесменов, цель которого увеличение доли раздельно собранного мусора и его дальнейшая переработка. Если и мы, и население увидим, что это рабочий проект, что бизнес взял на себя обязательства и выполняет их честно и открыто, то, конечно, мы будем поддерживать его развитие. Это относится к любому проекту, который идёт по пути уменьшения отходов. Но пока включать комплекс в территориальную схему не планируется.

А вот саму терсхему, по словам Евгения Автушенко, ждут серьёзные изменения. В частности, вместо предусмотренных ранее 15 инсинераторных установок в регионе могут появиться пресс-компакты и биокомпостеры.

— Сейчас идёт финализация электронной модели новой территориальной схемы, которая до конца июня будет вынесена на общественное обсуждение, — отметил он. — Мы активно прорабатываем вопрос, чтобы обеспечить возможность максимальному количеству людей внести свои предложения в терсхему в электронном формате. Что касается нового межмуниципального полигона, то лёгкого решения здесь быть не может. Мы будем обсуждать этот вопрос с населением.

Ещё один вопрос, который предстоит решить, — обустройство и содержание площадок временного накопления. Их статус на данный момент законодательно не закреплён, а наш регион в них особо нуждается.

— Мы как труднодоступный регион с населёнными пунктами, в которые в определённые климатические сезоны добраться трудно, остро нуждаемся в таких небольших объектах, — отметил Евгений Автушенко. — Это позволит, прежде всего, снизить количество незаконных свалок. Мы готовы в этом процессе быть пилотным регионом.

Ещё один пилотный проект, который в ближайшее время будет запущен в Архангельске, касается стандартизации обустройства контейнерных площадок. Его анонсировал глава города Дмитрий Морев.

По его словам, специалисты сейчас разрабатывают несколько типовых проектов площадок в зависимости от вместимости контейнеров. Тем более что до конца августа в Архангельской агломерации, где сегодня проживает почти пятьдесят процентов населения области, региональным оператором в сфере ТКО будет установлено до двух тысяч синих контейнеров для раздельно собранных «сухих отходов».

По словам Дмитрия Кузнецова, генерального директора регионального оператора «Экоинтегратор», продолжится и процесс перехода на евроконтейнеры для мусора.

— За полтора года работы мы установили 4,5 тысячи современных ёмкостей под твёрдые коммунальные отходы, — отметил он. — На европластик перешёл Архангельск, Новодвинск, частично Северодвинск, Котлас, Вельск. Транспортный перевозчик «ЭкоПрофи» закупает новую технику. В частности, сегодня приобретены семь мусоровозов марки «Хино» — это грузовое подразделение корпорации «Тойота». Это надёжная техника, которая должна заводиться в любой мороз. Автомобили идеально подходят к городским условиям, а вот «рыжики» — мусоровозы на базе «КамАЗа» — будут перенаправляться в районы области, где требования к проходимости выше. Они будут задействованы, в том числе, и для вывоза раздельно собранного мусора.