Как и всё в театре кукол, гала-концерт начался со звонка колокольчика. Гостей вечера поприветствовала председатель регионального отделения Союза театральных деятелей, заслуженная артистка России Наталья Малевинская. Она рассказала о новациях и экспериментах юбилейного фестиваля.
— Мы решили этот юбилейный фестиваль немного переформатировать, — сказала она. — И поэтому нам с вами предстоит награждение огромного количества людей. Прямо до луны! Потому что мы убрали номинации — «Главная женская роль», «Второй план», «Эпизод» и так далее. Это суживало рамки поощрения актёрских работ. И поэтому мы сделали три жюри — наших молодых критиков, наших профессионалов — народных, заслуженных, и приглашённых экспертов из Питера и Москвы.
Каждый экспертный совет выбирал по пять лауреатов, самостоятельно выбирая формулировки для дипломов. А ещё по традиции (её отменять не стали) награждали корифеев — в номинации «Честь и достоинство» — и «Надежду сцены». Так что статуэтки «Вашего выхода!..» унесли с собой более 20 артистов.
Сам гала-концерт срежиссировали по образу и подобию недавней церемонии награждения премии «Золотая маска». В «Зарядье» канвой торжества стала пьеса «Три сестры» и её интерпретации в исполнении артистов во главе с Варварой Шмыковой. А здесь костяком вечера стала «Чайка» с визионерскими нотками и условной декорацией колдовского озера: таким образом, церемония стала практически фантазией Кости Треплева о театре и мире будущего.
Одной из героинь церемонии помимо ведущих — заслуженной артистки России Яны Пановой и актёра Анатолия Шкляева — стала Siri. Помощница в итоге, конечно, опростоволосилась: оказалось, что для неё всё едино — что Чехов, что Горький, что Кокто…
Артисты пяти театров области исполняли искромётные капустные номера на тему будущего. На их атмосфере сказывались последствия пандемии и локдауна, в некоторых сценах звучали постапокалиптические нотки. Например, любимые героини театра кукол — «всемирно известные поэтессы» — столкнулись с тем, что в театре будущего всё автоматизировано, и бросили вызов роботам.
Первыми своё решение огласили молодые авторы Архангельска, пишущие о театре, участники «Школы театрального критика» при региональном отделении СТД. Лауреатами стали:
- за всепоглощающую нежность и разбивающую сердце игру в спектакле «Фро» — Наталья Назаренко (Архангельский театр кукол);
- за искренность и профессиональный рост в воплощении ролей (Питер Пэн в спектакле «Питер Пэн» и Лаэрт в «Гамлете») — Александр Зимин (Архангельский театр драмы);
- за энергетически сильное и глубокое существование в спектакле «История одного города» — Евгения Плетнёва (Архангельский молодёжный театр);
- за смелость и фантазию в режиссуре инклюзивных спектаклей «Волшебное кольцо» и «Питер Пэн» — Михаил Кузьмин (Архангельский театр драмы)
- за чуткость в актёрском дуэте и личное прочтение женской судьбы в спектакле «Алька» — Марина Земцовская и Анастасия Хуртай (Архангельский молодёжный театр).
После на сцену вышли северодвинцы. В их номере артист Павел Варенцов в костюме оленя с крыльями попал в будущее — в 2201 год, на гала-концерт сотого фестиваля «Ваш выход!..».
А затем настал черёд регионального жюри вручать дипломы. Как рассказала народная артистка России, актриса театра кукол Светлана Михайлова, они не просто отсмотрели спектакли фестивальной программы, но взяли в расчёт все премьеры последних двух сезонов.
И в итоге оценили 185 актёрских работ. Из них лауреатами стали:
- за исполнение десяти разных ролей в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Нина Няникова («архдрама»);
- за блестящее исполнение роли «амператора невкоторого осударства» в спектакле «Золочёные лбы» — Ростистав Киселёв (театр кукол);
- за тонкое понимание женских судеб и роли в спектаклях «История одной бабы» и «Молот» — Ирина Булыгина (театр Панова);
- за интересное раскрытие сущности Фомы Опискина в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели» — Лариса Тарасова (Северодвинск);
- за виртуозный дуэт в «Женитьбе» — Дмитрий Жуков и Эдуард Абанин (Котлас).
Потом под музыку из «Терминатора» в масках и шлемах на сцену вышли актёры «архдрамы». По сценарию, уже 188-й сезон они страдали без публики. За это время от главного режиссёра остался только череп, как в «Гамлете». Но артисты по-прежнему живы и хотят слышать аплодисменты. В результате именно жажда встречи с публикой придаёт лицедеям смелости покинуть бункер, в котором они укрылись.
Настал черёд важнейшей награды — «За честь и достоинство» — людям, которые много десятков лет отдали театру. Дипломы вручили председатель комитета областного Собрания по культурной политике, образованию и науке Ольга Виткова, региональный координатор проекта «Культура малой родины» партии «Единая Россия», депутат облсобрания Ирина Фролова и начальник отдела корпоративных продаж банка «Открытие» — спонсора фестиваля — Николай Токарь.
В этом году чествовали:
- заслуженную артистку Валентину Иргизнову из северодвинского драматического;
- заслуженную артистку, знаменитую «Бабушку Галину» — Галину Ястребову из театра кукол;
- завлита и хранительницу истории «архдрамы» Нину Самойлович;
- ведущего мастера сцены котласского театра Татьяну Елсакову;
- художника-гримёра котласского драматического Татьяну Яровую.
— Я тронута почти до слёз! — призналась Нина Самойлович. — Я 44 года работаю в театре. Я мечтала об этом всю жизнь, и моя мечта сбылась!
За «Честью и достоинством» — к «Надежде сцены». В этом году этот диплом (и путёвку в Летнюю школу СТД РФ) получил актёр северодвинского драмтеатра Павел Митякин. Компас ему передала прежняя «Надежда» — Нина Няникова.
Котласский театр принял участие в заключительном вечере фестиваля почти заочно: артисты сняли видео, в котором пофантазировали о новом здании театра. Получилось довольно грустно. Потому что, как рассказала главный режиссёр Наталья Шибалова, театру больше нельзя принимать зрителей в своём аварийном здании.
— Мы закрыли наш 85 сезон и одновременно закрыли театр, — рассказала она. — Мы больше не будем принимать там зрителей. Мы становимся бездомными!
Разрядил обстановку Молодёжный театр, который перевоплотился в Престарелый театр. В старческом гриме «пановцы» проковыляли и выкатились на сцену. Они не произнесли ни слова. Лишь голос за сценой объявил: «Архангельский молодёжный театр!», — а потом одна из артисток лишилась чувств. Получился настоящий перформанс.
И вот тогда-то и настал момент Х. Своё решение объявили приглашённые эксперты — редактор журнала «Театр», продюсер Ника Пархомовская; театральный критик, автор «Петербургского театрального журнала» и газеты «Экран и сцена» Анна Константинова и главред журнала «Замыслы» Екатерина Кострикова.
Лауреатами стали:
- за лёгкий и даже изящный переход из роли в роль (во всё том же «Камер-юнкере Пушкине») — Нина Няникова («архдрама»);
- за то, что собака лучший друг человека (и за роль в «Каштанке») — Мария Корнеичева (театр кукол);
- за самый точный допрос с пристрастием (в спектакле «Молот») — Евгений Шкаев (театр Панова);
- за интересный баритон и роль Остапа Бендера в «Золотом телёнке» — Дмитрий Жуков (Котлас);
- за редкое умение быть органичной на сцене (и за роль в «Поцелуе ируканджи») — Анастасия Хуртай (театр Панова).
Так фестиваль попрощался с артистами до 2023 года.