Построенный в 1911 году на Сормовском заводе пароход «Н. В. Гоголь» был на тот момент одним из десятков аналогичных судов. Но спустя 110 лет это единственный в России пароход-колёсник, продолжающий свою работу.
На официальной церемонии открытия навигации первый заместитель губернатора Ваге Петросян отметил:
«У жителей Архангельской области есть много поводов для гордости и восхищения своим краем, и пароход „Гоголь“ — один из них. От имени губернатора я поздравляю весь экипаж и выражаю благодарность сотрудникам центра судоремонта „Звёздочка“, которые сберегли для нас этот памятник. За 110 лет многое изменилось, но „Н. В. Гоголь“ продолжает бороздить воды Северной Двины, вызывая восхищение жителей и гостей области. Пусть железное сердце парохода бьется еще много-много лет!».
От имени губернатора и правительства региона Ваге Петросян вручил благодарность капитану судна Ивану Петрову.
Об историческом значении «Гоголя» в своём поздравлении сказала и председатель областного Собрания депутатов Екатерина Прокопьева:
«Он не просто избороздил тысячи миль по водным просторам нашего Севера, но и прошел по волнам истории нашей страны, достойно выполнив свою роль на всех ее этапах. Сегодня это место притяжения и объект гордости всех северян. Мы восхищаемся не только отличным состоянием судна, но и людьми, которые работают на „Звёздочке“, вашим отношением и мастерством, вашим уважением к истории отечественного судостроения. Гордимся тем, что сегодня мы здесь, рядом с вами!».
С 1972 года пароход находится у умелых и заботливых руках работников северодвинского судоремонтного предприятия. Срок службы современных судов не превышает 30-40 лет, а пароход-колёсник «Гоголь» превысил этот срок уже втрое!
Мы так привыкли видеть это судно в новостях и лицезреть его во время речных рейсов, что даже не придаём значения его истории. А ведь это действительно, как было метко отмечено на церемонии, одна из жемчужин Севера. Есть у него и ещё одна миссия, которую отметил заместитель главы Северодвинска Олег Бачериков: пароход связывает Северодвинск и Архангельск не столько в транспортном, сколько в туристическом и культурном плане.
Словом, долгих лет службы, доброго пути и семь футов под килем, «Николай Васильевич»!