Дистанционное обучение стало для многих из непростым испытанием (проверено на своём студенческом опыте). Но, нужно признать, что в городах введение онлайн-уроков и лекций не было катастрофической проблемой — почти у всех детей и учителей есть доступ к скоростному интернету, мобильной связи и нормально работающему ноутбуку. Чего нельзя сказать о деревенских школах.
Как проходили уроки в посёлках, где у школьников даже нет стационарных компьютеров? Каково это — рассказывать о переходных глаголах по телефону? И на какие ухищрения приходилось идти, чтобы проверить домашнее задание нам рассказали несколько учителей деревенских школ в Верхнетоемском районе.
«Особенности деревенских школ не учитываются»
Елена Дунаева работает учителем русского и литературы в деревне Окуловской. Дистанционное обучение стало для школы, где обучается всего 14 человек, настоящей проблемой. Отсутствие мобильной связи — обычное дело для деревни, поэтому на эту проблему ни учителя, ни школьники внимания не обращали. Гораздо тяжелее было то, что в деревне очень медленный интернет. Приведу сравнение: для того, чтобы скачать фильм в городе потребуется не больше часа. А в Окуловской на это уйдёт: а) почти весь трафик; б) примерно один день. Вообще, Интернет в деревне — тема отдельная, не будем сильно в неё углубляться.
Естественно, ни о каких программах по типу Zoom или Skype речи идти не могло.
— Я отрицательно отнеслась к переходу на дистанционное обучение. Потому что у нас нет быстрого интернета, да и медленный — не у каждого школьника. Компьютера нет у многих. Так что обучали по телефону. Мы, учителя, надеялись, что быстро перейдём на очную форму обучения, а там — повторим то, что изучали на дистанционке, — рассказывает Елена Дунаева.
С одной стороны, обучение по телефону было не таким уж сложным, так как в классе один-два ученика. Но с другой возникал вопрос с качественным усвоением школьниками материала.
— Трудностей было много. Например, как проверить задание, выполненное учеником? Приходилось много говорить, болело горло, садился голос. Некоторые темы остались непонятыми, пришлось возвращаться к ним в начале учебного года. Математике, русскому и литературе по телефону хорошо не научишь. Но удивительно, что ребята всё-таки в основном материал усвоили, — говорит учитель. — Без быстрого интернета дистанционное обучение малоэффективно, можно сказать, вообще неэффективно. Особенности деревенских школ не учитываются, возможности семей в деревне — тоже. Многие сельские школы попросту не готовы перейти на дистанционное обучение ввиду отсутствия условий для него.
Плюсом в дистанционном обучении учителя Окуловской школы называют только одну вещь — вирус не распространялся.
— Задумано было начальством задержать ковид, но дети все на улице вместе бегали и на проверку тетради ученики начальных классов приносили всей толпой, — рассказывает Елена Дунаева.
Ковид до деревни, конечно, добрался, но затронул только нескольких людей. Однако, если в первые недели сумбурного перехода на «дистанционку» цель «сдерживания» пандемии была оправдана, то в последующие дни можно было бы задуматься об эффективности обучения. Тем более, что оно растянулось на несколько месяцев. И здесь нет никаких вопросов к сельским школам: их цифровое положение остаётся неизменным уже долгое время.
Стихи — в голосовых сообщениях
Не лучше проходило дистанционное обучение в деревне Согра, где и численность учеников, и скорость интернета выше в разы. Валентина Бечина преподаёт русский язык и литературу в старших классах. Она, ещё несколько учителей и школьников живут в деревнях Лохома и Бор, что в нескольких километрах от Согры. Валентина Бечина — единственная из жителей этих деревень, у кого есть доступ в интернет.
— У нас его как такового дистанционного обучения и не было, — рассказывает она. — У других же на каких-то платформах проводились уроки. А мы как общаемся? У меня у единственной в Бору есть интернет. Так что некоторые учителя в школу на работу приходили, — рассказывает она.
— Как была выстроена работа?
— В сообщениях ВКонтакте отправляли задания. Приходилось сидеть целый день. Сначала отправляешь задания, которые готовил с вечера. Некоторые ребята не спят, такие смешные: отправляешь в 23:00 задание, а они уже вопросы задают. Так вы спите, это на завтра! Потом их проверяешь, потом снова готовишь… На телефоне приходится работать, так как некоторые не понимают темы. Темы и правда трудные: переходный, непереходный глаголы. Ну-ка пятиклассники, разберитесь! Не один раз им отправишь, стараешься объяснить. К тому же я сама, например, многие знаки на клавиатуре ещё не знаю. К примеру, где стрелочка, как на римские цифры перейти? Но сейчас уже лучше — мы самоучки, можно сказать. Хорошо, что дети это знают, уже с малолетнего возраста на кнопочки нажимают и не боятся.
— Какие были сложности в работе?
— У нас в деревне не у всех интернет есть. Так что по телефону задания давали. У меня в пятом классе училась одна девочка, мама которой почтальоном работает. Она приходила в школу, и ей на флешку классный руководитель задания записывала. Мама их дочке передавала, так она и решала. Ещё у девочки одной не было интернета, так она сама или её мама приходили в школу, приносили и забирали тетрадки. Надо же было в тетрадках это всё решать, сфотографировать и отправить в сообщениях ВКонтакте. А нам потом надо их проверить. А как их проверять-то, интересно? Ошибки-то надо исправить. Тоже сложные операции надо делать. Я обычно писала рецензию. Пишешь: столько-то ошибок, такие-то, оценка такая-то. Печатаешь слово и большой буквой выделяешь ошибку. Очень длительный процесс.
— А были ученики, которые не могли фотографировать свои тетрадки?
— Да. Раз в неделю мы приходили в школу, родители приносили тетради детей, кто не может сфотографировать и отправить. Мы их забирали домой, проверяли, а потом снова в школу приносили. Стихи рассказывали по телефону, голосовые сообщения отправляли. Кто знает, не читают ли они там по книжке?
— Понравилось ли школьникам такое обучение?
— Кому лень учиться — тем понравилось. А так много кому не понравилось.
— А что с нагрузкой? Многие школьники и студенты жаловались, что преподаватели задавали очень много работы. А как у вас было?
— Я старалась задавать немного. Помню, внучке жаловалась, что много надо проверять. Внучка сказала: «Так ты зачем много-то задаёшь?». Я и стала поменьше задавать и поменьше проверять. Но обычное обучение, конечно, проще и толку от него больше, и ребята организованнее.
— Если вдруг такое случится, что придётся снова переходить на «дистант», то каких ошибок вы больше не повторите?
— Надо как-то так организовать работу, чтобы было время для личной жизни.А у нас рабочий день начинался в 7:00 и заканчивался только к полуночи.
— Были ли плюсы в дистанционном обучении?
— Плюсы только в том, что не дали инфекции распространиться. Тут изоляция помогла. Но для образовательного процесса не вижу плюсов от дистанционки. Тем более в наших условиях!
— Какие проблемы в системе российского образования выявил этот опыт?
— Проблемы в системе российского образования и без дистанционки на виду у всех. Куча бумаг, отчётов, два журнала (бумажный и электронный!), перегруженность обучающихся и учителей, вместо нормы в 18 часов, все работают больше 20 часов в неделю! Да и понимания условий, в которых мы живём и работаем, нет. Скажешь, что у нас нет мобильной связи, не поверят. Они же не представляют, что есть такие медвежьи углы в нашей стране.