От «голой стены» до появления на ней мурала площадью 200 квадратных метров прошло три с лишним дня. Но от задумки до реализации — почти год. Осенью 2020 года архангельский предприниматель, выпускник 51-й школы и, как он сам себя называет, «парень с Сульфата», Денис Железников задумал украсить родное учебное заведение, где ему привили любовь к Абрамову, грандиозным портретом Фёдора Александровича.
— Именно директор моей школы Татьяна Александровна Ларина привила мне любовь к абрамовской прозе, — рассказал Денис Железников. — Я неоднократно был на Пинеге и в Верколе, у меня даже фотография с Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой есть. Я люблю Архангельск, люблю Сульфат. Мне хотелось как-то отдать этот долг.
Для Железникова проект «Народный стрит-арт» — это не про бизнес. Но и для бизнеса вышла польза.
— Откровенно говоря, я считаю, что благодаря стрит-арту мы в итоге сделали буквы «Поморье» не площади Ленина, — отметил он.
Такое редко бывает — обычно художник загорается идеей и начинает искать мецената. А тут загорелся представитель бизнеса и общественности. Будущий стрит-арт Денис Железников назвал народным потому, что его созданию рублём помогли порядка 400 человек. С особенной теплотой Денис рассказал про учеников 51-й, которые от сбора макулатуры и крышечек собрали четыре тысячи рублей.
310 тысяч рублей удалось собрать на краудфандинг-платформе planeta.ru — символический 51 процент от заявленной суммы, то есть, достаточно для того, чтобы проект был признан успешным. Плюс 94 тысячи гранта по линии молодёжной политики (во столько в итоге обошлась одна краска) и 12 тысяч — сбор от фонда «Гарант». Ещё помогли частные благотворители из предпринимательской среды. Часть суммы Денис Железников вложил из своего кармана.
— Общая сумма проекта — порядка 600 тысяч, — пояснил Денис. — Она из чего состоит? Это гонорар художника, краски, работа вышки, строительные материалы, рекламная компания. А ещё, конечно, налоги. Мы на «Планете» собрали 310 тысяч, а вывели — 245. Ещё перед началом росписи мы поменяли окна. Я подумал, что будет не комильфо, если красивый стрит-арт будет на фоне старых окон. И всё равно бы в итоге сказали: «Красиво-то красиво, а что, окна не мог поменять?». Одна смена окон вышла в 90 тысяч.
Сбор средств был завершён уже в октябре, но с реализацией проекта решили повременить до лета.
— Специалисты из лакокрасочной отрасли нам объяснили, что когда такие штуки рисуют, должна быть нулевая точка росы, — рассказал Денис. — Нам сказали: «Июнь–июль — ваш срок реализации». Мы это приняли во внимание.
Художник, арт-директор «Сборной Тайболы» Александр Менухов приступил к работе 26 июля. В эти несколько дней он практически не вылезал с вышки, работая в одиночку. С видеопроекцией изображения на стену — своеобразного контура для мурала — помогла школа кино «Инфильм».
Копию оригинала фотографии, по которой сделан эскиз стрит-арта, участникам проекта предоставил Литературно-мемориальный музей Фёдора Абрамова в Верколе.
— Мы связались с людьми, которые знали Абрамова, чтобы удостовериться, соблюли ли мы портретное сходство, — рассказал Денис. — Вчера нам сказали, что нужно немного подправить — немного нос скорректировать, скулы добавить, волосы распушить. А вообще мало, кто знает, что фотография, которая легла в основу эскиза, — это компилляция двух снимков.
У Александра Менухова — огромный опыт по созданию стрит-артов. Этим летом у него особенно много работы. С одной только «Сборной Тайболы» он создал несколько стрит-артов. Но тут, на 51-й школе, ему впервые довелось работать с фасадной краской на кирпичной стене.
— Я специально съездил в Верколу перед тем, как начать работать над эскизом, — рассказал Александр. — Исходная фотография была чёрно-белой, а у нас изображение цветное. Рубаху я специально красной сделал. Красный — очень русский цвет. К тому же, на других цветных фотографиях, где Абрамов с женой, он тоже в красной рубашке. А коричневый — цвет земли. Здесь я использовал ограниченное количество цветов, и получилось, что они органично друг в друга перетекают.
Масштабный портрет как будто выполнен акварелью — краски приглушенные, ненавязчивые, не кричащие.
— Поставщики краски дали гарантию десять лет, — добавил художник.
В качестве финального штриха Александр Менухов оставил в левом нижнем углу мурала надпись: «Народный стрит-арт „Фёдор Абрамов“».
Сейчас организаторы проекта «Народный стрит-арт» хотят закончить все дела и, наконец, выдохнуть. А дальше — кто знает? — возможно, и продолжить украшать 51-ю школу. Тем более, что и эскиз для нового стрит-арта уже есть.