В двух предыдущих материалах цикла «Региона 29» речь шла о первом автобусе в Архангельске и о том, что собой представляли дороги Поморья в начале прошлого века. Теперь же очередь дошла до ещё одного вида общественного транспорта — трамвая. С улиц областного центра по экономическим причинам он пропал в 2004 году, не дожив до своего столетнего юбилея 12 лет. О том, как и когда в столице Архангельской губернии появился трамвай, рассказывает Роман Залывский.
По рельсам
Постоянная эксплуатация электрического трамвая в Российской империи впервые началась в 1892 году в Киеве. Непосредственно до России, а точнее до Орла и Курска он «доехал» в 1897-м. В Санкт-Петербурге, столице империи, его запустили уже в XX веке — в 1907 году. Так что, забегая немного вперёд скажем, что в отличие от автобуса, Архангельск пионером внедрения нового типа общественного транспорта в стране не стал. Но зато, вплоть до своего закрытия в 2004 году, трамвайная система в Архангельске оставалась самой северной в мире.
Решение о запуске в Архангельске трамвая Городская дума по инициативе главы города Якова Лейцингера одобрила 21 мая 1913 года. Согласно первому проекту, трамвайные пути планировали проложить в центре Архангельска и в Маймаксе. Но из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны финансовые возможности города существенно уменьшились, так что масштаб работ пришлось ужать. В течении полутора лет псковский инженер, член трамвайной комиссии Константин Репин создавал депо на 16 вагонов и тяговую подстанцию мощностью 500 киловатт. Этот процесс, как и в истории с автобусами, тормозили различные объективные и субъективные причины.
Но вот всё-таки настал счастливый момент и почему-то не днём, а ночью 27 мая 1916 года Константин Репин впервые вывел трамвай на рельсы. Но это был лишь пробный выезд. Официальные же запуск нового вида транспорта состоялся месяц спустя — 26 июня. Таким образом, Архангельск стал 35 городом в Российской империи, где появился пассажирский трамвай.
В тот день из ворот трамвайного парка вышли восемь вагонов. Первыми их почётными пассажирами стали чиновники и представители купечества, которых довезти до здания Городской думы. Участие в многолюдной церемонии приняли и губернатор с городским главой, которые говорили о том, что «теперь город имеет удобный и дешёвый способ передвижения», и даже называли нововведение «большой культурной победой»
Первая линия связала центр губернского Архангельска с его главными слободами. Путь протяжённостью 15 километров охватывал центральную часть города от улицы Архиерейской (ныне — Урицкого) до Общины Красного Креста (улица Суворова).
На первой архангельской линии использовали бельгийские вагоны фирмы «Беккер», которые ходили с регулярным расписанием — по одному через каждые десять минут. Вместо наружных дверей в них были установлены решётки высотой до половины проёма — пассажиры закрывали их сами. Кондуктор с билетами находился в задней части вагона — сигналы водителю он подавал дёргая за веревку звонка.
Интересно, что по ночам трамваи использовались как грузовой транспорт. Видимо, в силу совмещения пассажиро- и грузоперевозок они начали приносить городской казне ощутимую прибыль. Финансовые итоги первой недели работы трамвая также оказались весьма приличными — ежедневная выручка превысила тысячу рублей. Власти решили извлечь из этого дополнительный доход в городскую казну — Дума приняла постановление о повышении тарифов. Если в первые дни стоимость проезда от Архиерейской улицы до здания думы (сейчас — улица Свободы) составляла семь копеек, то затем она увеличивалась до десяти. Плата за проезд до «Красного Креста» поднялась и вовсе до 15 копеек. Несмотря на рост цен, за первый год работы архангельский трамвай перевёз семь миллионов пассажиров.
Движение трамвая не прекращалось в Архангельске ни в годы Первой мировой войны, ни в годы Интервенции и войны Гражданской. В 1917–1920 годах в городе и вовсе прокладывали новые пути: сначала открылось движение до Соломбалы, затем — до 6-й версты (ныне 3-й лесозавод). А в зимнее время вагончики бегали по речному льду через реку Кузнечиху и на левый берег Северной Двины к железнодорожному вокзалу.
На высоте оказался Архангельск и по показателям обслуживания населения — например, в 1920-м он был лидером по числу перевезённых пассажиров и по числу поездок на одного жителя. Отмечалось и то, что архангельский трамвай был дешёвым — билеты в нём, по сравнению с петроградским и московским, стоили в два-три раза дешевле. Так что 100 лет назад архангельский трамвай был, считай, образцовым.
В 1924 году трамвай запустили и в Соломбале. 19 февраля того года он пересёк Кузнечиху по постоянному деревянному мосту. Согласно данным Государственного архива Архангельской области, трамвай уже тогда ходил аж до 14-го лесозавода.
Трамвай у соседей
Архангельск — единственный северный город России, где функционировала трамвайная сеть. В иных крупных городах такого вида транспорта никогда не было. В других лишь предпринимались попытки его создать. Так, в Петрозаводске, в 1923 году некий ныне неизвестный инженер городского хозяйства направил в адрес руководства города докладную записку, в которой предлагал выложить трамвайную линию параллельно главной улице города — 1 мая — вдоль берега Ладожского озера. Эта улица должна была посредством соединения с Садовой улицей в старом городе образовать почти прямую линию, разделяющую и старый, и новый город на две почти равные части. Особенных уклонов и подъёмов по этой линии, как указывал инженер, не имеется, что представляет удобство для прокладки центрального маршрута трамвая. Однако проект одобрения не получил. Впоследствии из электротранспорта в столице Карелии появился только троллейбус.
В Мурманске же от трамвая было, буквально, только одно название. Наименование «мурманский трамвай» там в носила построенная в 1918 году узкоколейка, которая, в основном, использовалась для грузоперевозок. Длина дороги составляла около десяти километров. Она начиналась от морского порта и железнодорожных путей, шла через город и далее тянулась до угольных причалов Зелёного мыса. Действовала она до 1934 года. Вагонетки и платформы по ней тащили мотовозы, электрифицирована она не была.
Источники информации:
Государственный архив Архангельской области;
Наталья Митенева, «Трамвай уезжает в прошлое», газета «АиФ в Архангельске» № 20 (314), май 2003 года;
Александра Мочалова, «Застрял в долгах», газета «Ведомости Поморья» № 34 (82), сентябрь 2004 года;
«Трамвай появился в Архангельске в 1916 году», газета «Правда Севера», октябрь 2004 года;
Анна Орехова, «Мог бы быть юбилей», газета «Архангельск», 27 июня 2006 года;
Яна Бобылкина, «Трамвай уходит в небеса», газета «Регион Архангельск» № 188 (3690), октябрь 2007 года;
Архангельская областная летопись (с древнейших времен до наших дней). Под редакцией профессора А. В. Репневского. Ответственный составитель Н. А. Шумилов и другие, Архангельск, 2014 год.