В новом амплуа Михаил Кузьмин представил на суд зрителя три спектакля: «Волшебное кольцо», «Маугли» и «Питер Пэн». Все три работы были тепло приняты аудиторией. О превращении актёра в режиссёра, о работе с «особенными» артистами и отличии провинциального театра от столичного Михаил Кузьмин рассказал в интервью «Региону 29».

То, что делает счастливым

— Михаил, прежде чем говорить о режиссуре, давайте обратимся к началу Вашей истории. Когда Вы решили связать жизнь с театром?

— Это сложный вопрос. Это произошло не в школе, и, думаю, даже не в колледже культуры. Тогда я не понимал особо, что такое театр. Наверное, в тот момент, когда понял, что я здесь нужен, что людям это важно, когда обнимали дети, говорили спасибо.

— Как Вы пришли к режиссуре? 

— Не то, чтобы неосознанно пришёл, хотя часть времени действительно не осознавал, но шёл к этому долгое время. Ещё во время учёбы в колледже культуры, где дипломными работами были свои спектакли, уже тогда создание чего-то своего очень грело мою душеньку, тогда ещё молоденькую. И после этого, работая актёром, я ловил себя на мысли: а как это сделал бы я? Или: как это можно было бы сделать иначе? Споры и разногласия с режиссёрами — всё это меня тоже как-то подталкивало.

— Хорошо, а что сподвигло поставить свой первый спектакль на сцене Архдрамы?

— Мне довелось поработать над совместным спектаклем с организацией «Время Добра» вместе с режиссёром Анастасом Кичиком. Так вышло, что потом он переехал в Северодвинск, а потребность в создании вот таких совместных спектаклей осталась. Тогда главный режиссёр Архангельского театра драмы Андрей Тимошенко предложил мне поставить с ребятами из «Времени Добра» спектакль. Как-то совершенно случайно, непонятно каким путём возникло решение ставить «Волшебное кольцо» Шергина. Собственно, оттуда и пошли плясать.

«Быть режиссёром — это значит быть художником в полном понимании этого слова: с нуля создать что-то абсолютно своё».«Быть режиссёром — это значит быть художником в полном понимании этого слова: с нуля создать что-то абсолютно своё».

— Что интереснее: играть или ставить?

— Скажу так: когда я выступаю в качестве артиста, это не всегда приносит мне счастье. Бывают моменты, когда ты не согласен с режиссёром и его концептом, а когда я ставлю сам, то чувствую себя полностью счастливым. Режиссёр всё-таки такой человек, который соединяет воедино работу разных секторов. Ты будто берешь одну ногу, вторую, руку, тело, голову и соединяешь их в человека. А что это за человек, каким характером его наделить, именем — уже решаешь ты сам. Всё равно в профессию актёра включено то, что ты должен найти для себя крючок в том, что ты делаешь и в любом случае делать это с удовольствием и полной отдачей. Так не всегда получается, к сожалению, и это печалит. Хотя в последнее время, уже побывав «в шкуре» режиссёра, понимаю, каково им быть и уже пытаюсь как-то более лояльно относиться с точки зрения актёра. Всё же это две разные профессии: можно думать, что они похожи, но это абсолютно два разных мира. Взгляд на одну монету, но с разных сторон.

— А в какой профессии для Вас больше творчества?

­— Вообще, есть слово «творец» и слово «актёр». Конечно, актёр — тоже творец, но он всё равно зависит от воли режиссёра в той или иной степени. А режиссёр — это больше про своё. Быть режиссёром — это значит быть художником в полном понимании этого слова: с нуля создать что-то абсолютно своё. Это меня привлекает и делает счастливым. Не так много вещей делает меня счастливым, а это делает. Постоянное включение в рабочий процесс. Когда ставишь спектакль, ты отвечаешь абсолютно за всё. И ты не можешь выключиться, расслабиться: могут задавать вопросы артисты, ты отвечаешь, потом в это же время смотришь на сцену, в это же время подходит какой-нибудь человек, говорит, что что-то не работает или сломалось. Такое постоянное включение тоже мне нравится: не даёт расслабляться, лениться и прочее. Это круто!

В спектакле «Питер Пэн» принимают участие особенные артисты из студии «Время добра». Фото Артёма КелареваВ спектакле «Питер Пэн» принимают участие особенные артисты из студии «Время добра». Фото Артёма Келарева

Самый важный период в жизни

— Все три Ваших спектакля — детские. Это осознанный выбор или наработка опыта?

— Почему-то сложилось такое мнение, что детский спектакль проще, но это, конечно, не так. В нём, возможно, проще взаимоотношение персонажей, но далеко не всегда. Я выбираю детские спектакли, потому что для меня тема детства очень близка, ведь детство — это очень важный период, и именно от него зависит, каким будет человек, каким он вырастет. Это самый важный и самый прекрасный период в жизни, поэтому ему нужно уделять особое внимание. Эта тема для меня очень важна, и о ней хочется говорить и говорить.

— В Вашем дебютном «Волшебном кольце» и в премьере минувшего сезона «Питере Пэне» участвуют ребята из студии «Время добра». А для театра имени Ломоносова это уже пятый совместный проект. Планируете продолжать сотрудничество?

— Сотрудничество продолжается, но пока не готов о каких-то конкретных проектах сказать. Если будут какие-нибудь предложения, будем думать и обсуждать.

— Какие особенности в работе режиссёра с детьми?

— Дети более трепетно относятся к работе. Они более открыты. С детьми не проще, но морально легче работать, потому что процесс работы превращается в некую игру, в какое-то веселье и развлечение.

— А что, в таком случае, для Вас самое сложное в новом статусе режиссёра?

— Взаимоотношения с людьми, потому что люди по-разному реагируют и ведут себя. Вот был я начинающим актёром, рос вместе со своими коллегами, друзьями, с которыми провожу много времени не только на работе, и тут бац, стал режиссёром. Естественно, отношение у всех разное: кто-то понимает, кому-то сложно принять изменения. Но, думаю, все нормализуется.

— Что Вы считаете своей уникальной режиссёрской чертой?

— Думаю, об этом пока ещё рановато говорить. Есть такое понятие «режиссёрский почерк», но мне почему-то не хочется его находить. Хочу отталкиваться от материала, создавать абсолютно разные спектакли. Можно сказать, что моя особенность — это первоисточник. Важно, какой дух, какую энергетику он несёт, и уже от этого растёт спектакль. Так было и в «Кольце», потом и в более классическом «Маугли», теперь вот какой-то трэш в хорошем смысле в «Питере Пэне». А что будет дальше — увидим.

— В каком жанре Вам больше всего нравится работать?

— В любом. Главное — ты берёшь первоисточник и мысль, которой хочешь поделиться. А какой это будет жанр — абсолютно всё равно.

— Каким будет Ваш следующий спектакль?

— В декабре планируем представить «Тома Сойера», потом будет «Ханума», уже начал репетировать с ребятами пьесу «Наш класс».

Сцена из спектакля «Волшебное кольцо». Фото Артёма КелареваСцена из спектакля «Волшебное кольцо». Фото Артёма Келарева

О театре, кино и провинции

— Поменялось ли Ваше восприятие театра с начала творческого пути?

— Конечно, ведь менялся не только я, но и сам театр. Он всегда соответствует времени, а времени прошло много. Мне всегда нравились спектакли-праздники, такая Вахтанговская тема. Со временем это ушло, сейчас для меня больше важен человек, изучение его души и внутреннего мира. Сами формы театра стали графичнее, более камерными, но не в плане сцены, а в плане актёрского существования. «Театральщина» мне больше не интересна.

— Какие тенденции сейчас в театре на пике?

— Сейчас театр становится шире в плане возможностей и форм: что-то из этих форм отпадёт, что-то будет дальше развиваться. Театр как некая гидра: отрубишь одну голову, отрастут две новые. Театр становится больше специфичным: сейчас не обязательно на сцене играть только профессиональным артистам, есть вербатимы и всё то, чего не было 200 лет назад. Сейчас театром может быть всё что угодно. Не всегда театр бывает направлен на зрителя, появляются театры для осознания себя.

— Архангельск можно считать провинцией и, наверняка, мы отстаём от прогрессивной столицы в некоторых вещах?

— Я не думаю, что мы очень сильно отстаём от столичных тенденций, здесь просто этого меньше. Городочек-то маленький, и три театра всего. Понятно, что для разного зрителя, и направленность у них разная, но в той же Москве у каждого зрителя есть выбор из огромного количества разных театров. А в Архангельске всё просто: Молодёжный театр больше относится к современному европейскому направлению, а театр драмы — придерживается традиции. И у каждого есть свой зритель, и каждый пытается найти что-то новое.

— Не хотелось бы Вам испытать себя в индустрии кино?

— Наверное, нет. Хотя сняться в кино было бы интересно.

— А если бы была возможность снять свой фильм?

— Я бы снял, если говорить о чём-то серьезном, человеческую драму, какой-нибудь биографический фильм а-ля «Форест Гамп». Но ещё бы я снял какой-нибудь боевичок супергеройский или что-нибудь такое.